Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
232
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
не оправился: он ослеп на оба глаза, велел призвать к себе
Константина, ибо ему было откровение, что Бог христиан уже
даровал ему царство. Диоклетиан просит прощения у Кон-
стантина, называя его своим братом, и вспоминает его предо-
стережение о том, что надо было оставить идолопоклонство.
После чего Диоклетиана отводят к вратам Антиохии, где он
семь лет просит милостыню, в конце концов у него у него рас-
пухает язык и он умирает, изъеденный червями.
Стоит обратить внимание на то, что известны несколько
коптских легенд, дающих подобное описание «незавидной
судьбы» Диоклетиана1, в частности, о том, что он будет про-
сить милостыню в Антиохии и умрет, изъеденный червями,
мы знаем из известного «Мартирия апы Виктора»2. Отметим
особенность нашего повествования: власть от Диоклетиана
переходит непосредственно к Константину, знаменуя конец
языческой империи и начало империи христианской. Собы-
тия происходят по своеобразной «синусоиде» земля-небо-
земля, и особую миссию в этих событиях выполняет архангел
Михаил -- по сути, он становится таким же «историческим ге-
роем» в повествовании как и другие участники драмы. При
этом следует отметить, что он появляется в некие ключевые,
переломные и судьбоносные моменты. Мы читаем о нем еще
два раза: во время крещения Константина и в рассказе о вос-
кресении Христа: именно Михаил, как там сказано, по веле-
нию свыше отвалил камень Гроба Господня и сел рядом (ср.
Мф. 28, 2).
Хотелось бы отметить и еще одно обстоятельство. В пове-
ствовании упомянуты только три города: Иерусалим, Кон-
стантинополь и Антиохия. Если функции первых двух как сто-
лицы империи и города Христа вполне понятны, то в чем
смысл Антиохии, не совсем ясно. Антиохия упомянута триж-
ды: первый -- как мы уже указали -- у ее ворот просит мило-
стыню и умирает Диоклетиан, второй -- из Антиохи рассыла-
ется указ Константина о даровании свободы христианам, и
третий -- набранное в Антиохии Константином войско в стра-
1 См. Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 381.
2 См. Еланская, Изречения египетских отцов, с. 272.