Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
231
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
читает цифру три (хотя, конечно, это правило соблюдается не
строго): когда архангел Михаил опрокинул Диоклетиана с
трона было три часа дня, стояние Константина против персов
продолжается три месяца, Евдоксия прибывает в Иерусалим
через три месяца, и опять-таки через три месяца после начала
раскопок показывается вершина Гроба, когда находят над-
пись с Креста Господа, то народ вопиет и плачет почти три
часа. Можно заметить и еще одну закономерность -- мужчины
в легенде, как правило «окружены» четными цифрами, а Ев-
доксия -- нечетными, часто цифрой три (или кратной ей), при
этом царь соотносится с цифрой четыре (то есть 3+1): перед
поездкой в Иерусалим царь велит собрать четырех стратила-
тов, четыре десятка воинов, четыре колесницы для стратила-
тов, но три -- для Евдоксии. После нахождения места Гроба
Евдоксия велит привести ей триста ослов и мулов, дает епи-
скопу Иерусалима и старцу Иакову, показавшему место Гро-
ба, по пять золотых и пять серебряных монет и т. д. По поводу
того, с чем связан этот «чет/нечет» можно строить более или
менее обоснованные догадки, но можно сказать с уверенно-
стью, что сам по себе он отнюдь не случаен.
Вернемся теперь к рассказу о Константине. Напряженной
борьбы между преемниками Диоклетиана, которая занимает
достаточно места в «Жизнеописании Константина», в легенде
о Евдоксии мы не увидим, не увидим мы там и хрестоматийно
известного явления Константину креста (ср. Vita Constantini I,
28--29), являющегося своеобразной границей его обращения
из язычества в христианство. Сохранившееся коптское пове-
ствование начинается с молений к небу христианских мучени-
ков из изгнания и рудников в последние дни царствования
Диоклетиана. Молитвы до неба дошли, и Сын Божий повергся
к стопам Своего Отца, прося Его заступиться и покарать без-
законного правителя. На землю для выполнения особой мис-
сии с небес посылается воинство ангелов во главе с архистра-
тигом Михаилом. Их задача свергнуть царя-нечестивца. Ми-
хаил опрокидывает его с трона, после чего Диоклетиан, встав,
произносит гневную речь против христиан в защиту языче-
ских богов. Михаил повторяет свой «жест», после чего на Дио-
клетиана падает престол. От такого потрясения император уже