Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
230
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
прибавить 33, то есть признанный возраст Христа, то получит-
ся 399 -- то есть год правления Аркадия. Эту хронологическую
ошибку она объясняет тем, что летоисчисление у коптов ве-
лось не от рождества Христова, а по «эре Диоклетиана» (с
284 г.), либо по годам индиктов1. Но, как мне кажется, это ни-
как не объясняет появление данной цифры.
Две даты имеют отношение к календарю. В легенде фигу-
рирует «день освобождения всех мучеников» -- второй день
месяца тобе (= 28 декабря), эта дата повторяется дважды и зна-
менует собой освобождение христиан, некую границу перехо-
да от язычества к истинной вере, и, похоже, она для автора
гораздо важнее, чем все точные хронологические указания.
Интересно, что в Копто-арабском синаксаре этого праздника
нет: под вторым тобе там поминается в числе прочих епископ
Калинник, единственный, кто имеет отношение к гонениям
Диоклетиана. Стало быть, мы, скорее всего, имеем здесь дело
с какой-то недошедшей до нас синаксарной традицией. Вто-
рая дата не менее интересна. После нахождения Гроба Господ-
ня, в государстве объявляется Пасха, которая празднуется с
пятого числа месяца тобе по одиннадцатое число того же ме-
сяца (соотв. 31 декабря -- 7 января). Естественно, в Копто-
арабском синаксаре на это нет и намека. Зато Дрейк указывает
(правда, не называя источников) на существовавшую на Вос-
токе традицию восьмидневного празднования нахождения
Гроба Господня и обретения Креста2. Возможно, именно с
этим и связана такая долгая семидневная Пасха в легенде.
Остальные цифры округлены и часто носят символиче-
ский смысл. Прибывшая в Иерусалим Евдоксия, видимо, со-
всем не случайно начинает «допрос» иудеев утром седьмого
дня. Иногда на символику цифр автор указывает прямо. Так,
после нахождения Гроба епископ Феофил просит императора
привести к нему двенадцать невинных детей из Сиона -- по
числу апостолов, чтобы они первыми вошли в место воскресе-
ния. Кстати, самих епископов перед Гробом тоже двенадцать.
Для временны́ х измерений автор легенды чаще всего предпо-
1 Еланская, Изречения египетских отцов, с. 304 прим. 5.
2 Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 385.