Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
229
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
ник, но и виртуальные сюжеты благочестивых легенд. И очень
интересно в этом смысле сравнить два источника -- «Жизнео-
писание Константина» Евсевия Кесарийского1 и наш текст.
В одном случае мы имеем версию, тоже, вероятно, во многом
легендарную, происходящую из греческой интеллектуальной
среды, из самого центра Византии, версию, ставшую во мно-
гом хрестоматийной, а в другом -- произведение, автором или
редактором которого был копт, знакомящий нас с его пред-
ставлениями об этих событиях. Но можно спуститься и еще
ниже уровнем и предположить, что с одной стороны мы имеем
греческий (византийский) взгляд на эту историю, а с другой --
рецепцию этой истории коптами. Важно в этой связи вспом-
нить еще одну проблему: как известно, в коптской литературе
практически отсутствует своя историография. Все, что до нас
дошло -- это коптские фрагменты двух церковных историй,
первая из которых, скорее всего, представляет собой перера-
ботку известной «Церковной истории» Евсевия с добавлением
туда краткого повествования о последующих событиях (до
времени Тимофея Элура)2. Известная Хроника Иоанна Ники-
усского примером быть не может, это, скорее, исключение из
правила -- к тому же не до конца ясно, на каком языке (копт-
ском или греческом) был написан оригинал. Может быть, наш
апокриф поможет приоткрыть (хотя бы немного!) и эту тайну.
Сначала некоторые наблюдения над цифрами и датами в
легенде о Евдоксии. В тексте памятника фигурирует всего
одна дата, которую можно отнести к хронологии. Пришедший
к Евдоксии Христос говорит ей, что прошло уже триста шесть-
десят пять лет, как Он воскрес из мертвых. Впоследствии эта
цифра повторяется еще трижды. Дата весьма туманна, и про-
исхождение ее непонятно. Константин Великий умер в 337 г.
А. И. Еланская в своих комментариях отмечает, что если к 365
1 Критическое издание: Winkelmann, F., hrsg., Eusebius Werke, Bd. 1/1, Über
das Leben des Kaisers Konstantin, Berlin, 1975 (Die Griechischen Christlichen
Schriftsteller der Ersten Jahrhunderte); рус. пер.: Евсевий Памфил, Жизнь бла-
женного василевса Константина, М., 1998 (перевод сделан по тексту из Па-
трологии Миня).
2 Orlandi, T., Elementi di lingua e letteratura copta: corso di lezioni universitarie,
Milano, 1970, p. 93--94.