Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
228
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
ванием о Камбисе», и приводит в качестве подтверждения ин-
тересную, хотя и небесспорную, интерпретацию этого текста
Л. МакКоул о том, что сирийский монах из Скита в 630--640 гг.
«сочинил сказку-предостережение для монофизитского насе-
ления, изобразив Камбиса жестоким злодеем, чтобы напом-
нить о реально существующей опасности -- Халифе Умаре...
Эта притча была призывом к египтянам, и этот громкий при-
зыв мог быть услышан как халкидонитами, так и их нехалки-
донскими соотечественниками... то был вопль предостереже-
ния перед лицом неслыханного вторжения... Этот писатель
Ираклиевой эпохи сознавал, что второй раз такое вторжение
(как при персидской оккупации -- А. В.) будет смертельным»1.
Я бы сравнил этот текст и с некоторыми другими литератур-
ными произведениями, предположительно сходными с ним
по времени написания -- прежде всего, с циклом житий, свя-
занных со скитским пресвитером апой Памбо («Житие Ила-
рии» и «Житие Кира»), где ощущаются те же настроения, хотя
и не присутствует апокалиптический фон. Общий их характер
можно выразить следующей мыслью Дрейка: монофизиты яв-
ляются вполне лояльными к императору Византии, но долг
этого императора -- принять во внимание учение подлинной
(с их точки зрения -- А. В.) Церкви. Такой же настрой, как нам
кажется, в целом присущ и рассматриваемому памятнику.
Однако это общие положения. Не менее интересны част-
ности, прежде всего то, как и что автор пишет о событиях, по-
священных одному из ключевых для истории ранней Визан-
тии сюжетов: приходу к власти Константина, смене языческой
веры на христианскую, внутри- и внешнеполитических дея-
ниях христианского императора. В конце концов, интересно и
то, какие факторы влияют на решающие исторические собы-
тия или даже то, о каких событиях -- реальных или виртуаль-
ных -- автор находит нужным сообщить. Это и есть, с нашей
точки зрения, то важное историческое поле, на котором раз-
вертываются не только реальные события исторических хро-
1 См. McCoul, L., The Coptic Story of Cambyses' Invasion of Egypt: A Critical Ana-
lysis, Oslo, 1950, p. 2; Винкельман, Положение Египта в восточноримской (ви-
зантийской) империи, c. 77.