Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
227
Miscellanea Orientalia Christiana
Коптская легенда о Евдоксии
второй раз, с добавлением найденных фрагментов почти через
сто лет -- Т. Орланди в 1980 г.1 В основном, легенда известна в
научной литературе как вариант предания, связанного с обре-
тением Гроба Господня, что не совсем верно, поскольку она,
как минимум, состоит из двух частей. В первой из них пове-
ствуется о последних годах правления Диоклетиана, приходе к
власти Константина и дальнейших событиях его царствова-
ния, и только во второй -- о Евдоксии, в данном случае сестре
Константина, и обстоятельствах нахождения Гроба Господня.
Сначала о датировке и общей характеристике памятника.
Г. Дрейк, занимавшийся его исследованием, предполагает,
что текст легенды не мог быть создан ранее 614 г., то есть ранее
событий, связанных с захватом и разграблением персами Ие-
русалима, но он склоняется датировать ее срединой VII в. --
где-то между 640 и 650 гг.2 Ф. Винкельман, также проявивший
интерес к этому памятнику в одной из своих статей, не во всем
согласился с датировкой Дрейка, указав, что текст, скорее все-
го, был создан до арабского вторжения3. И Винкельман, и
Дрейк полагают, что легенда написана умеренным нехалкидо-
нитом. И тот, и другой отмечают апокалиптические нотки в
тексте и склонны рассматривать его в одном ряду с «Апока-
липсисом Псевдо-Мефодия», но если Дрейк склонен видеть
прямую связь, то Винкельман ее отрицает, но указывает при
этом следующее: «То, что связывает это житие с псевдомефо-
диевским и другими текстами, -- это общеапокалиптический
фон и чувство общей принадлежности к христианскому миру,
чьим гарантом является Византия»4. Любопытно, что Вин-
кельман проводит параллели с другим коптским источником,
также, видимо, монофизитского происхождения, «Повество-
1 Orlandi, T., Pearson, B. A., Drake, H. A., Eudoxia and the Holy Sepulchre.
A Constantinian Legend in Coptic, Milano, 1980; рус. пер.: Еланская, А. И., Из-
речения египетских отцов. Памятники письменности на коптском языке,
СПб., 1993, с. 289--303.
2 Drake, H. A., A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre // Greek,
Roman and Byzantine Studies 20:4 (1979), p. 387.
3 Винкельман, Ф., Положение Египта в восточноримской (византийской)
империи // Византийский временник 46 (1986), c. 78.
4 Там же.