Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
226
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
закручиваются мощные пласты народного сознания, произво-
дящего на свет значительное количество легенд, связанных с
этими событиями, где отражаются представления той или
иной социальной группы, особенности быта, мышления и
многого другого, что также является несомненным историче-
ским фактом, требующим изучения1. Но -- более того. Леген-
ды, возникшие на основе определенных исторических собы-
тий (в нашем случае -- событий, связанных с обретением хри-
стианских реликвий), попадая в различные этнокультурные
среды, несут на себе отпечаток данных этнокультурных пред-
ставлений, часто -- в определенном историческом срезе.
В этом случае такие легенды -- это своеобразное зеркало, рас-
положив которое под определенным углом, мы можем ока-
заться способными рассмотреть некоторые особенности пред-
ставлений, свойственных тому или иному народу. И наличие
разных версий легенд, имеющих некий общий исторический
исток, являются для исследователя ценной находкой -- надо
только уметь с ней работать. Известный мне удачный пример
исследования такого рода содержится в работе Е. Н. Мещер-
ской, посвященной эволюции апокрифических деяний апо-
столов. Так, например, придание основополагающего значе-
ния мотиву чудесного возникновения нерукотворного образа
Христа в славянской версии легенды об Авгаре связано с акту-
альной тогда полемикой против богомилов2.
В своей статье я собираюсь исследовать один коптский
апокриф, условно названный «Легендой о Евдоксии», по-
скольку начало этого текста в рукописи не сохранилось. Текст
был опубликован дважды, первый раз -- Ф. Росси в 1886 г.3,
1 На это, в частности, уже обращал внимание Д. Бракке: Brakke, D., Research
and Publication in Egyptian Monasticism, 2000--2004 // A. Boud'hors, D. Vaillan-
cour, eds., Huitième congrès international d'études coptes (Paris, 2004), I. Bilan et
perspective 2000--2004, Paris, 2006, p. 119.
2 Мещерская, Е., Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы
в сирийской литературе. М., 1997, с. 68.
3 Rossi, F., Trascrizione di tre manoscritti copti del Museo Egizio di Torino con tra-
duzione italiana // Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino, Serie
II, Tom XXXVII (1886), p. 84--115; рус. пер.: Леммъ, О., Коптская легенда о
нахожденiи Гроба Господня // Записки Восточнаго отдѣленiя Императорскаго
русскаго археологическаго общества 4, 1889 (1890), с. 3--19.