Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
220
Miscellanea Orientalia Christiana
Дмитрий Коробейников
dimosin» не позволяет предложить иной интерпретации, кроме
как «к четырем [участкам] государственной земли», коль ско-
ро к ним прилагалось именно поместье (или поле) Эгрдут.
В этом плане dimosin напоминает технический термин визан-
тийских грамот τ δημοσιακ (или τ βασιλικ ) κτήματα,
«участки государственной земли»1. Но наиболее близким по
словоупотреблению, а также близким географически и хроно-
логически к нашему dimosin является выражение τ ν δημοσίων
χορ ν («государственные земли») Михаила Атталиата, кото-
рое он употребил по отношению к военной реформе импера-
тора Константина IX Мономаха (1042--1055) в феме Иверия в
1053--1054/55 гг. Император, который истратился на сооруже-
ние пышного Манганского монастыря, решил сэкономить на
армии. Он распустил местные войска в феме Иверия, солдаты
которой имели в держании государственные земли (τ ν
δημοσίων χορ ν), доходы с которых заменяли им плату
( ψώνιον). Сочетание τ ν δημοσίων χορ ν и ψώνιον предпо-
лагает, что воины получали в качестве платы именно собирае-
мые налоги с земель, которые теперь стали идти прямо в импе-
раторскую казну2. Наш колофон имеет то сходство с τ ν
δημοσίων χορ ν Атталиата, что, как мы видели, из четырех
участков государственной земли монахи имели только один --
поместье Джагец'тег, -- в своем полном распоряжении в слу-
чае нужды. Это предполагает наличие какой-то стабильной и
четко определенной квоты на доходы (раз ее даже не пришлось
упоминать в записи) -- и скорее всего именно налоговой кво-
ты. Если моя интерпретация приемлема, то в таком случае та-
нутеры Майрадзора 1067 г. типологически близки танутерам
Ани 1060 г. Мы вправе считать их местными землевладельца-
ми, которые имели византийские чиновничьи должности --
недаром они, как и танутеры Ани, упомянуты в колофоне все
вместе скопом, во множественном числе, в то время как раз-
1 Branouse, E. L., Nystazopoulou-Pelekidou, M., eds., Βυζαντιν γγραφα τ ς
Μον ς Πάτμου. θ ναι, 1980, Τ. Β΄, σελ. 272.
2 Attaleiates, Michael, Historia, p. 33.26--34.10; Ioannes Scylitzes, Synopsis histo-
riarum, Const. IX:29, p. 476.44--54; Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение
византийского полководца XI века / изд. и пер. Г. Г. Литаврина. М., 2003,
с. 168.28--170.3.