Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
217
Miscellanea Orientalia Christiana
Накануне Манцикерта: армянский колофон 1067 г.
(Мартирофила) (1066--1105) Григору Пахлавуни, византий-
скому магистру, дуке и куропалату Востока, убитому в окрест-
ностях Ани в 1099 г.1 Династия Пахлавуни, ведшая свой род от
св. Григория Просветителя и, предположительно, от Камсара-
канов (а те, в свою очередь, от Карин Пахлавов, парфянской
аристократии Аршакидов и Сасанидов) и давшая миру целый
ряд католикосов (включая не только Григора II Вкаясера, но и
Нерсеса IV Шнорали (1116--1173))2 традиционно пользова-
лась влиянием в Ани и располагала большими владениями в
окрестных областях; в самом Ани им принадлежали две церк-
ви: св. Григория и Христа Спасителя (Сурб Пркич).
Иными словами: сельджукское завоевание Ани не означа-
ло немедленного упразднения остатков византийской власти в
округе, коль скоро сохранялось влияние ромеизированной ар-
мянской аристократии. С этой точки зрения любопытна тер-
минология колофона 1067 г. Она в целом «византийская», то
есть соответствует тем реалиям, которые сложились в Арме-
нии после присоединения к Византии. Наибольший интерес в
нем вызывают три термина: tanutēr, dimosin и chot'.
Tanutēr. Этот термин когда-то обозначал главу влиятельно-
го аристократического рода или даже марзпана Персармении
до 591 г., но к XI в. он, по замечанию Бартикяна, в городах стал
означать владельцев лавки или мастерской, будучи армянским
эквивалентом термина ο κόκυρος, «хозяин дома»3. Небольшое
уточнение: в византийской «Книге эпарха» IX в., на которую
ссылается Бартикян, согласно новейшему изданию, ο κοκύριος
New York, 1991, ēj. 106; Thomson, R. W., The Historical Compilation of Vardan
Arewelc'i // Dumbarton Oaks Papers 43 (1989), p. 197.
1 Григор Пахлавуни был братом католикоса Барсега I (1105--1113):
Matthew of Edessa, Armenia and the Crusades, p. 140, 146, 174. О титулах Григора
Пахлавуни см.: Памятники армянской агиографии / сост. и пер. К. С. Тер-
Давтян. Ереван, 1973, с. 80; Арутюнова-Фиданян, В. А., К вопросу о термине
«Восток» в конце X--XI в. // Византийские очерки. М., 1982, с. 143--144.
2 Garsoïan, N. G., Pahlawuni // Strayer, J. R. [et al.], ed., Dictionary of the Middle
Ages. New York, 1987, vol. 9, p. 327--328.
3 Бартикян, Р. М., «Эникион» в Византии и столице армянских Багратидов
Ани в эпоху византийского владычества (1045--1064) // Patma-banasirakan
handes. Историко-филологический журнал Академии Наук Армянской ССР
(1968), ч. 2, с. 125--126.