Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
216
Miscellanea Orientalia Christiana
Дмитрий Коробейников
никать вглубь византийских земель, но они еще были слишком
малочисленными, чтобы опустошать обширные районы. Их
главной целью были прежде всего богатые и зачастую безза-
щитные города, которые они брали быстрым и неожиданным
нападением. Более того, области, разоренные сельджуками в
1040--1050-х гг., довольно скоро начинают восстанавливаться.
Об этом свидетельствуют грузинские источники. В 1057 г. Ба-
грат IV Куропалат (1027--1072), «царь абхазов и новелиссимос
всего Востока» отмечает в грамоте, в которой он освобождал
Шио-Мгуимский монастырь возле Мцхеты от поборов, что
эта мера была вызвана сельджукским нашествием. А в 1058--
1072 гг. в совместной грамоте Баграта IV и его сына Гиорги
(Георгия) II (1072--1089) производится раздел земель, анало-
гичный нашему, -- между опизарцами и меджнадзорцами, в
Тао-Кларджети и Опизе, к северу от Артануджи; при этом ни-
какого следа упадка, вызванного нашествиями тюрок, во вто-
ром документе не прослеживается1.
Дополнительную пикантность нашему колофону 1067 г.
придает то обстоятельство, что неизвестен статус Ани после
1064 г. Город был разорен сельджуками -- но стал ли он после
этого вполне сельджукским? C одной стороны, Алп-Арслан
продал Ани Шаддадидам Гянджи в 1072 г., и первый мусуль-
манский правитель города, Манучихр (Мануче) ибн Шавур
возводит в 1073--1074 гг. мечеть, в надписи на которой он име-
новал себя «славнейшим эмиром» (al-amīr al-aǧall) под рукой
Великого Сельджукида султана Малик-шаха ибн Алп-Арслана
(1073--1092)2. С другой -- Вардан Великий упоминает «ромей-
ского дуку Ани» (tukin Anwots' hoṙomi) в начале правления
Алексея I Комнина (1081--1118)3. Этот «дука Ани» скорее все-
го идентичен племяннику католикоса Григора II Вкаясера
1 Грузинские документы IX--XV вв. в собрании Ленинградского отделения Ин-
ститута востоковедения АН СССР / перевод и комментарии С. С. Какабадзе.
М., 1982, с. 32--38.
2 Barthold, W., [Minorsky, V.], Ānī // The Encyclopaedia of Islam, New Edition,
11 vols. Leiden/London, 1960--2002, vol. I, p. 507--508; Хачатрян, А. А., Корпус
арабских надписей Армении, VIII--XVI вв. Ереван, 1987. Вып. I, c. 53--54, 168--
169.
3 Vardan Arewelts'i, Hawak'umn patmut'ean / ed. L. Alishan. Venice, 1862; repr.: