Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
180
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
явления Христа в Детстве Господнем не ограничивают зна-
чение его человеческого рождества, страстей и смерти: и
Ева, и волхвы встречают в пещере младенца, доподлинно
рожденного Марией; Ева созерцает, как младенец вскарм-
ливается молоком; она «берет его в руки, [...] ласкает, гла-
дит и лобызает его», и «обвивает его пеленами». Этой чре-
дой глаголов автор, несомненно, стремится подчеркнуть
истинное человечество новорожденного. Выйдя из вертепа,
Ева оповещает приближающуюся к порогу Саломею о Деве,
«родившей мальчика».1 Волхвам явления младенца в раз-
личных óбразах предвещают его будущие страдания и
смерть. Итак, младенец, которого навещают Ева и волхвы,
является воплощенным Богом, властным менять образ су-
ществования своего тела, беспрепятственно раскрывая
сверхъестественные качества своей ипостаси. Эти свойства
воплощенного Слова представляются нам созвучными пре-
обладающему течению в вероучении Армянской Церкви,
отвергнувшей, в течение VI в., Халкидонский собор (451 г.)
и защищавшей в дальнейшем положение о «нетленности»
тела Христа, соотнося его с телом первозданного человека
до его грехопадения2. Созвучие это указывает на то, что
Детство Господне, в дошедшем до нас виде, не может быть
отождествлено с апокрифом, принесенным в Армению вос-
точносирийскими проповедниками в попытках распростра-
1 Матенадаран 7574, fol. 50v‒51r.
2 Детство Господне несет на себе следы богословских споров о человеческих
свойствах Христа; см. Матенадаран 7574, fol. 145r (ср. Terian, The Armenian
Gospel, p. 145, § 8). У споров этих, берущих начало еще в конце I в., было и
позднее развитие, когда обсуждение сосредоточилось на вопросе «нетлен-
ности» тела Христа; Junod, Kaestli, Acta Iohannis, p. 478, n. 1; Армения была в
них вовлечена между VI и VIII вв.; см. Dorfmann-Lazarev, The Travels and Stud-
ies of Stephen of Siwnik` (c. 685--735): Redefining Armenian Orthodoxy under Islamic
Rule // Roach, A. P., Simpson, J. R., eds., Heresy and the Making of European
Culture; Medieval and Modern Perspectives. Farnham, 2013, p. 373--381;
о христологии армянской Церкви см. также: Dorfmann-Lazarev, Arméniens et
Byzantins, p. 96--129, 138--190.