Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
179
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
Захарии 4.7, где «имя Мессии произнесено от начала» мира1.
Это подтверждается и трактатом Песахим 54a Вавилонского
Талмуда, где имя Мессии -- последнее из «семи вещей, со-
творенных до сотворения мира»2. В трактате же Евамот 16b
слова Пс 37(36), 25 («Я был юн и состарился») приписыва-
ются загадочному «Князю мира»3.
Видения Евы и волхвов подразумевают, что еще до свое-
го Воскресения Христос мог преодолевать свойства своего
человеческого естества. Тем не менее, полиморфические
1 Sperber, A., ed., The Latter Prophets According to Targum Jonathan (The Bible in
Aramaic, 8). Leiden, 1962, p. 446, 482.
2 Pesaḥim, т. 1 (ילבב דומלת; т. 6). Иерусалим, 1972, с. 226--227.
3 См. fol. 16b: Steinsaltz, A., ред., תומבי תכסמ, т. 1 (ילבב דומלת; т. 13).
Иерусалим, 1985, p. 69. Идея о двуобразности Мессии, проявляющего себя
младенцем и старцем, была воспринята и в еврейской мистической тради-
ции. В своей книге Раскрытие глубин Торы, Натан Натаʽ б. Соломон Спира
(Шапираʼ) из Кракова (1585‒1633) говорил о Мессии сыне Иосифовом, по-
являющемся в мире как «младенец, сосущий грудь своей матери». Эта мысль,
уходящая истоками к представлениям иудаизма Второго храма о предсуще-
ствовании Мессии и к каббалистическим идеям о предсуществовании душ,
играла важную роль в духовном мире польских и украинских хасидов. Не-
которым хасидским кругам были известны предания о чудесном младенце,
который, двигаясь еще как новорожденный и будучи бессловесным, прояв-
лял, с самого рождения, совершенный ум, откликаясь на беседы окружаю-
щих движениями своего лица. Другое хасидское предание говорило о старце,
для которого весь жизненный цикл мира протекает в мгновение ока, и кото-
рый, по этой причине, вечно остается грудным младенцем. Эти предания
получили знаменательное толкование у раввина Нахмана (1772‒1810) из
Брацлава (старинного Браславля), в Подолии, чей «Свиток тайн» оставался
до самых последних лет известным лишь узкому кругу его последователей.
Ребе Нахман утверждал, что его сын, умерший в начале июня 1806 г. (т.е.
через полгода после Аустерлица, во время неуклонного продвижения Напо-
леона на Восток) пятнадцатимесячным, был упущенный Мессия. Нахман
ожидал, что еще в возрасте трех лет Мессия стал бы учителем Торы, чьи уче-
ность и законоведческая правомочность были бы признаны всем народом
Израилевым, был бы затем венчан царем над своим народом и, наконец, еще
до достижения двенадцати лет, стал бы императором мира. Раввин Натан
Штернгарц из Немирова (1780‒1845), писец и толкователь Нахмана, заверял
также, что ребенок его почитаемого учителя выявлял вышеупомянутый со-
вершенный ум; см. Марк, Ц., «ןמחנ ר לש םירתס תליגמ טותמ םישדח םייוליג
ו סקת תנשב תיחישמה הסיסתהו דליכו קוניתכ חישמה ׃בלסרבמ» // Tarbiz 74
(2004‒2005), с. 606--611, 615--617, 623--628.