Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
175
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
столом, по двое с каждой его стороны; две их четы разделе-
ны большой звездой, нависающей над престолом на высоте
ангельских глав: их расположение напоминает нам как
псевдо-Матфея, по которому ангелы окружают новорож-
денного, так и Зукнинскую хронику, в которой они появля-
ются по обе стороны от звезды.
Мария восседает одесную своего Сына, тогда как ошую
его изображен другой женский образ. Согласия относитель-
но личности этой матроны искусствоведами до сих пор до-
стигнуто не было. Поскольку положения Марии и загадоч-
ного образа зеркально симметричны, так же как и две четы
ангелов, дозволительно искать между ними смысловой па-
раллелизм1. Весь ритм построения изображения предпола-
гает, что матрона, подобно Марии, обладает частной лично-
стью; видится маловероятным, чтобы она, в противополож-
ность всем остальным фигурам композиции триумфальной
арки, являлась иносказательным или собирательным обра-
зом, либо же олицетворяла некое богословское понятие, как
предлагается иногда в посвященных этой мозаике работах.
Матрона изображена в несколько более крупном мас-
штабе, благодаря чему может казаться даже значимей Бого-
Dournovo, L. A., Der Nersessian, S., eds., Armenian Miniatures. New York, 1961,
p. 37, 33; в творчестве Тороса Рослина (†ок. 1258), художника из Ромклы в
армянской Киликии: Der Nersessian, S., Agemian, S., Miniature Painting in the
Armenian Kingdom of Cilicia from the Twelfth to the Fourteenth Century. Washington,
1993, vol. 1. p. 55--56, 58--61; vol. 2, pl. 183, 184; см. также: Mathews, The Early
Armenian Iconographic Program of the Ēĵmiacin Gospel (Erevan, Matenadaran
Ms 2374, olim 229) // Garsoïan, N., Mathews, Th. F., Thomson, R. W., eds., East
of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period. Washington, 1982, p. 205,
pl. 3.
1 Подобную симметрию можно усмотреть и в трех других сценах мозаики:
эсхатологического престола (Отк 4‒5), покоящегося между двумя óбразами,
в которых могут быть распознаны апостолы Петр и Павел (над замковым
камнем свода); престола Марии, окруженного двумя четами ангелов (в на-
чале верхнего яруса); Ирода, окруженного двумя стражниками, стоящими за
его престолом (в правом крыле третьего яруса).