Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
174
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
«огненный столп», являющийся, по Детству Господнему,
Еве. Когда же волхвы, согласно Зукнинской хронике, при-
носят новорожденному свои дары, он отверзает уста и об-
ращается к гостям «с добротой его обильной и сладостной
милости: ʽʽМир вам, сыны скрытых тайн!...ʼʼ»1. Следует про-
странная речь, по окончании которой младенец, простирая
руку, благословляет посетителей2. В Хронике, таким обра-
зом, взрослые черты новорожденного выступают с еще
большей ясностью, чем в Детстве Господнем.
Уже упомянутая мозаика в римской базилике Богороди-
цы снабжает нас наглядными примерами рассмотренных
апокрифических тем. На сцене Поклонения волхвов, нахо-
дящейся в начале второго яруса композиции3, младенец, к
которому подступают три волхва, обладает взрослым телос-
ложением и выражением лица; он восседает одиночно на
обширном престоле, с прямой спиной и с десницей, при-
поднятой в мановении оратора4; четыре ангела стоят за пре-
ܐܒ ܐ), которая покоилась бы на «столпе света». Эта звезда и ведет их
позже в Иудею. Виденгрен усматривает в этом видении зороастрийский или
манихейский символ спасенного спасителя: Widengren, G., Die Religionen
Irans, Kohlhammer. Stuttgart, 1965, p. 212 (иначе у Landau, B., The Revelation of
the Magi in the Chronicle of Zuqnin // Apocrypha 19 [2008], p. 198). В армянском
же апокрифе «огненный столп», явленный Еве, тесно связан с другими свер-
хъестественными видениями однозначно библейского происхождения, что
делает Исход более вероятным подтекстом «огненного столпа», явленного
Еве и Григорию.
1 Chronicon, p. 75, ll. 18--21.
2 Chronicon, p. 75, l. 21‒p. 76, l. 20.
3 Сходство между Детством Господним и сценой Поклонения волхвов в
римской базилике было уже вскользь отмечено К. Чеккелли: Cecchelli, C., I
mosaici della basilica di S. Maria Maggiore. Torino, 1956, p. 219.
4 Подробное рассмотрение мозаики: Brenk, B., Die Frühchristlichen Mosaiken
in S. Maria Maggiore zu Rom. Wiesbaden, 1975, S. 24--27, 42--44, 49. Бренк
подчеркивает исключительный характер сцены Поклонения волхвов и, в
особенности, облика младенца на ней, не имеющих примеров в раннехри-
стианском искусстве. О других изображениях Христа младенца со взрослыми
чертами в искусстве IV--VI вв: Mathews, Th. F., The Clash of Gods. A Reinterpre-
tation of Early Christian Art. Princeton, 1999, p. 5, 138--140, pll. 2, 108. о темах
Детства Господнего в знаменитом евангелии из Нораванкʽа (989 г.), см: