Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
172
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
ственное существо возглашает, что оно есть троица Матери,
Отца и Сына (BG 20. 20.20‒22.2) 1. Следует обратить внима-
ние на то, что как здесь и богоявление, и его Божественное
толкование суть ответы на богословские вопросы Иоанна,
так же и в Детстве Господнем многоóбразные явления мла-
денца всякий раз происходят в связи с размышлениями
волхвов о младенце и с вопросами, с которыми они обраща-
ются друг к другу.
На основании общего признания божества новорожден-
ного царь Мелкʽон2 возвращается в вертеп и приступает к
младенцу, обращаясь к нему как к автору принесенного
волхвами Завета: «"Вот грамота, которую ты дал нам на хра-
нение со [времен] праотцев"; он молвил: "Читай письмена
сии доподлинно"». То обстоятельство, что задача поднесе-
ния младенцу Завета возлагается на Мелкʽона, выделяет его
как главное лицо среди волхвов. Связано это несомненно с
тем, что Мелкʽон первым из трех царей стал свидетелем ви-
дения страстей Иисуса, его телесной смерти и его Воскресе-
ния, а после второй череды посещений царями пещеры вы-
разил общее значение всех наблюдений царей: «Он есть во-
истину Бог сущий, который, согласно принесенным нами
1 Waldstein, M., Wisse, F., eds., The Apocryphon of John: Synopsis of Nag Ham-
madi Codices II,1; III,1; and IV,1 with BG 8502,2. Leiden, 1995, p. 15--19;
несколько отличная реконструкция текста: Barc, B., Funk, W.-P., dir., Le livre
des secrets de Jean. Recension brève (NH III, I ; BG 2). Québec, 2007, p. 218--219;
две реконструкции пространной версии (II 2. 1.30‒2.15): The Apocryphon of
John и Barc, B., dir., Livre des secrets de Jean. Recension longue (NH II, I ; IV, I)
// Écrits gnostiques, p. 259.
2 В западных традициях армянскому (возможно, от сир. ܐ ,
«царек») чаще всего соответствует «Мельхиор» («Царь света»?); см.
Leclercq, H., Mages, in Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie, t. 10.
Paris, 1931, col. 1062--1063; о возможной роли первоисточника Детства Го-
споднего в передаче имен волхвов на Запад, см.: Scorza Barcellona, F., La noti-
zia di Marco Polo sui Re Magi // Studi e ricerche sull'Oriente cristiano 15:1 (1992),
p. 91--99; Scorza Barcellona, Ancora su Marco Polo e i Magi evangelici // Con-
te, S., cur., I viaggi del Milione. Roma, 2008, p. 328 sqq.