Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
171
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
дения Иисуса. В армянском же апокрифе волхвы созерцают
младенца, которым в Вифлееме разрешилась Мария1: в от-
личие от Хроники, здесь самая человеческая природа вопло-
щенного Сына Божия принимает различные облики. Объе-
диняет же описания Зукнинской Хроники и Детства Господ-
него то, что в обоих случаях, в отличие от рассказа Поло,
чередующиеся явления передают конспекты христологиче-
ского вероучения. В Хронике волхвы сообщают не о трех,
как Детство Господне, а о восьми различных видениях:
многоóбразного света; младенца; отрока; покорного и пре-
зренного мужа скорбей; взимающего на крест грехи мира;
нисходящего в преисподнюю; воскресающего и пробужда-
ющего мертвых; восходящего на небеса2.
Эти видения могут быть сопоставлены с богоявлением
Иоанну сыну Зеведееву в Тайной книге Иоанна (Апокрифе
Иоанна). Дошедшие до нас ее коптские изводы восходят к
греческому тексту, написанному в первой половине II в.
христианским гностиком, и позже ставшему, вероятно, од-
ним из источников вдохновения Сифовых гностиков3.
И краткая, и пространная его версии повествуют, каждая
по-своему, о троеобразном явлении троического Божества.
Согласно краткой версии, которая, по широкому призна-
нию, считается наиболее ранней, откровение происходит,
когда Иоанн в одиночестве размышляет над образом и над
причиной послания Сына в мир, так же как и о личности
пославшего его Отца. Размышления его прерываются раз-
верзающимися небесами, и из первоначального видения
света ему является младенец, превращающийся затем перед
его взором в старца. Когда Иоанн пытается истолковать это
троеобразное явление, -- света, младенца и старца, -- Боже-
1 Chronicon, p. 66, l. 27‒p. 69, l. 8.
2 Chronicon, p. 69, l. 19‒p. 70, l. 10.
3 Turner, Introduction // Écrits gnostiques, p. xxxviii; Barc, B., Livre des secrets de
Jean (NH II, I ; III, I ; IV, I ; BG 2). Notice, Écrits gnostiques, p. 212.