Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
167
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
Насколько встреча между Мелхиседеком и волхвами
(μάγοι; арм. могкʽ) может нас удивить, настолько же связь
волхвов с Киром предстает естественной, если учесть, что
при правлении его династии зороастрийские волхвы, магу-
шу, занимали в Иранском царстве преимущественное поло-
жение в вопросах религии1. Хартия наделяет Мелхиседека и
Кира более конкретными ролями: тут указывается, что свя-
щенник лично передает царю Божью рукопись, а тот пола-
гает ее на хранение в горницу2.
Два рассматриваемых нами армянских источника могут
быть сопоставлены и с сохранившимся в собрании Наг Хам-
мади (NH IX, I) эклектическим трактатом Мелхиседек, дати-
руемым ок. 190‒225 гг.3, который, по широкому признанию,
обрел свой окончательный вид в среде «Сифовых
гностиков»4. Вереница передачи Божьей рукописи от Адама
до Мелхиседека может быть сравнена с преемством «из-
бранных сынов» Адама, вестников откровений Бога Все-
вышнего, в Мелхиседеке 12.4--105. В этом произведении по-
томки Адама, -- Авель, Енох и Ной, названные «истинными
сыновьями» Адама и Евы и являющиеся избранниками,
принадлежащими к вышнему миру, -- предшествуют Мел-
хиседеку, которому они передают полученные ими открове-
Ḥarrān. Study on its Topography and Monuments, I // Anatolian Studies 2 (1952),
p. 38, 42; Maraval, P., Lieux saints et pèlerinages d'Orient. Histoire et géographie des
origines à la conquête arabe. Paris, 1985, p. 352--353.
1 Duchesne-Guillemin, J., The Wise Men from the East in Western Tradition //
Papers in Honour of Professor Mary Boyce, vol. 1. Leiden, 1985, p. 150.
2 Матенадаран 2111, fol. 229v.
3 Pearson, B. A., ed., Nag Hammadi Codices IX and X. Leiden, 1981, p. 40; Gi-
anotto, Melchisedek, p. 216; Funk, W.-P., Mahé J.-P., Gianotto, C., Melchisédek
(NH IX, 1). Oblation, baptême et vision dans la gnose séthienne. Laval, 2001, p. 55--59.
4 Gianotto, Melchisedek, p. 216; Nag Hammadi Codices IX and X, p. 34--38;
Schenke, H.-M., Die jüdische Melchisedek-Gestalt als Thema der Gnosis //
Tröger, K.-W., Altes Testament -- Frühjudentum -- Gnosis. Neue Studien zu "Gnosis
und Bibel". Berlin, 1980, p. 133; Melchisédek, p. 17, 24--25.
5 Nag Hammadi Codices IX and X, p. 58--59, 63, 77--83; Melchisédek, p. 26, 80--83,
86--87, 142, 144.