Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
165
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
ном Адамом Сифу1, однако лишь в предании, сохраненном
в армянских документах, Сиф получает от Адама книгу, пи-
санную самим Богом2. До Авраама путь движения Завета
следует преемству избранных мужей в книге Бытия, но Ав-
раам, однако, завещает его не одному из своих сыновей, а
Мелхиседеку. Заметным образом, цепь эта расходится с
книгой Юбилеев, в которой благословение передается от
Адама к Сифу, достигая затем Еноха, Ноя, Сима, Авраама,
Исаака и Иакова (16, 16--18; 17, 6; 19, 16--29; 22, 10--13), и
знание, найденное Авраамом в книгах Еноха и Ноя, пере-
дается им Исааку же (10, 13--14; 21, 10)3.
1 См: The Cologne Mani Codex 48.16--51.20: Koenen, L., Römer, C., Hg., Der
Kölner Mani-Kodex: Über das Werden seines Leibes. Opladen, 1988, S. 30, 32;
комментарий: Reeves, J. C., Heralds of that Good Realm. Syro-Mesopotamian Gno-
sis and Jewish Traditions. Leiden, 1996, p. 68--78; латинскую Жизнь Адама и Евы
25.1‒29.10: Sparks, H. F. D., The Apocryphal Old Testament. Oxford, 1984, p. 143;
Stone, A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992, p. 53--63; Synop-
sis, p. 32--32E; о позднем развитии этой темы: Klijn, A. F., Seth in Jewish, Chris-
tian and Gnostic Literature. Leiden, 1977, p. 48--60; сирийский Завет Адама
3.1--6: Kmosko, M., cur., Testamentum Adae // Patrologia Syriaca, т. 2, Paris,
1907, p. 1339--1342, 1345--1348; Откровение, о котором Адам оповестил сына
свого Сифа (NH V.5), ApocAd 85.10--11,19--24: Parrott, D. M., ed., Nag Hammadi
Codices V, 2‒5 and VI with Papyrus Berolinensis 8502, 1 and 4. Leiden, 1979, p. 155,
195, 193; о Сифе в еврейской традиции: Klijn, Seth, p. 39; о Ное и Сифе, см.
также: Stroumsa, Another Seed: Studies in Gnostic Mythology. Leiden, 1984, p. 59; о
Сифе в гностической традиции: MacRae, G. W., Seth in Gnostic Texts and Tradi-
tions // Achtemeier, P. J., ed., Society of Biblical Literature. Seminar Papers 1977.
Missoula, 1977, p. 18--19; Klijn, Seth, p. 112--117; Pearson, B. A., The Figure of Seth
in Gnostic Literature // Layton, B., ed., The Rediscovery of Gnosticism, vol. 2. Leiden,
1981, p. 472--504; см. также Scriptura inscripta nomine Seth, унаследованную
волхвами, в арианском Opus imperfectum in Matthæum, col. 637; Зукнинскую
хронику, о которой см. ниже: Chronicon, p. 57--59; Klijn, Seth, p. 57--58;
Dorival, Un astre, p. 324--327; Monneret de Villard, U., Leggende orientali sui magi
evangelici, Vaticano, 1952, p. 26, 52--60.
2 Chronicon, p. 66, ll. 23--29, passim.
3 Vanderkam, J., ed., The Book of Jubilees (Corpus Scriptorum Christianorum
Orientalium, 511; Scriptores Aethiopici, 88). Leuven, 1989, p. 60, 97--98, 103,
113--115, 123, 129--130; о пророческом достоинстве допотопных патриархов,
см. также: Ginzberg, L., Eine unbekannte jüdische Sekte. Bratislava‒New York,
1922, S. 295, N. 2; S. 297, n. 1; Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 5. Philadel-
phia, 1925, p. 167, n. 4 ff.