Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
164
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
ность Матфею, армянский апокриф, которому известно от-
кровение, восходящее к Адаму и дошедшее до волхвов через
Авраама, «друга Божiя» (ср. 2 Пар 20, 7; Ис 41, 8; Иак 2, 23),
изображает их наследниками обета спасения по подобию
фигур Ветхого Завета1.
Неизданный армянский текст, который я недавно смог
исследовать в Ереванском хранилище древних рукописей,
Матенадаране, Хартия, писанная и запечатанная Божьим
перстом, посланная через ангела Адаму ради его спасения (
[ ] [ ] [ ]
[ ] [ ] [ ] , [ ] [ ] [ ] )2, хотя и
рисует появление Божьей рукописи на земле образом от-
личным от Детства Господнего, сообщает, тем не менее, о
завещании ее Адамом Сифу, представляя затем тожествен-
ную вереницу потомков, через которых она достается волх-
вам3. Достойно внимания, что оба армянских источника ри-
суют волхвов не вестниками иностранной премудрости4, а
наследниками Авраама.
Ряд источников, -- еврейских, христианских, гностиче-
ских и манихейских, -- повествуют об откровении, завещан-
lèvera de Jacob ». L'interprétation ancienne de Nombres 24, 17 // Annali di Storia
dell'Esegesi 13:1 (1996), p. 329; Dorival, L'astre de Balaam, p. 96 sqq.
1 Hengel, M., Merkel, H., Die Magier aus dem Osten und die Flucht nach Ägypten
(Mt 2) im Rahmen der antiken Religionsgeschichte und der Theologie des Matthäus //
Hoffmann, P. [et al.], Hg., Orientierung an Jesus. Zur Theologie der Synoptiker. Frei-
burg,1973,S. 144.Существуют и другиеуказания на то, что в восточносирийской
Церкви, через чьих миссионеров Детство Господне попало в Армению,
волхвы признавались свидетелями веры; см.: Chabot, J.-B., dir., Chronicon
pseudo-Dionysianum vulgo dictum I (Corpus Scriptorum Christianorum Orientali-
um, 91; Scriptores Syri, 43). Leuven, 1927, p. 57, ll. 4--8; Briquel-Chatonnet, F.,
Jullien, Ch., Jullien, F., Lettre du patriarche Timothée à Maranzekhā, évêque de
Ninive // Journal Asiatique 288:1 (2000), p. 10--11.
2 Рукопись Матенадаран 2111 (список 1654‒1675 гг.), fol. 229v. Эта традиция
отражена и в неизданной рукописи, хранящейся в Мехитаристской библио-
теке Венеции, N° 240, fol. 10v--11r; ср. Stone, Report on Seth Traditions, p. 45.
3 Матенадаран 2111, fol. 229v.
4 Теория, являющаяся лейтмотивом книги Panaino, I Magi e la loro stella.
Storia, scienza e teologia di un racconto evangelico. Milano, 2012.