Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
163
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
торых путь им указывается звездой1, волхвы -- цари, князья,
их окольные и провожатые -- достигают Иудеи, принеся
туда «Завет», переданный им от их предков, из которого им
заранее было известно о приближающемся рождении царя в
Иудее. Согласно свидетельству волхвов, Господь, вместе с
Сифом (Быт 4, 25; 5, 3), даровал Адаму и этот Завет, напи-
санный и запечатанный Божьим перстом. Переданный Си-
фом его потомкам Завет этот достался Ною, передавшему
его Симу, чьи отпрыски сохранили его до Авраама, который
вручил его Мелхиседеку, через которого Завет и достиг на-
род волхвов и персидского царя Кира. Предшественники
волхвов поместили его бережно в горнице, где он и сохра-
нялся в тайне из поколения в поколение в ожидании свер-
шения содержащегося в нем предсказания. Волхвы принес-
ли Завет в Иудею, дабы «возложить его перед днесь дарован-
ным царевичем, сыном царя Израилева» 2.
Детство Господне стирает различие, присутствующее в
Евангелии от Матфея, между óбразами откровения Иосифу
и волхвам. У Матфея Ангел является лишь обручнику
Девы, -- до рождения младенца и, снова, после отхода волх-
вов (Mф 1, 20; 2, 13), -- тогда как волхвам путь указывает
лишь звезда (Mф 2, 2,7,9--10)3. Кроме того, если принять
Марию Иосиф призывается во сне ангелом (Mф 1, 20), не
указывается, кем были предостережены во сне волхвы не
возвращаться к Ироду (Mф 2, 12). Таким образом, до Христа
откровение подается язычникам знаками естественного
мира и сверхъестественными -- Израилю4. В противополож-
вая, однако, их повествовательные истоки: Cumont, F., L'adoration des Mages et
l'art triomphal de Rome // Atti della Pontificia accademia romana di archeologia,
serie III, «Memorie» 3 (1932), p. 102, n. 129.
1 О происхождении звезды, ведущей волхвов, см.: Dorival, L'astre de Balaam,
p. 101.
2 Матенадаран 7574, fol. 56v--57r.
3 Ср также Протоевангелие 21.1, 2, 3.
4 Это учитывалось, в частности, и Иоанном Златоустом: Dorival, « Un astre se