Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
162
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
ского Талмуда сравнивает тяготы добычи пропитания на
земле после изгнания Адама и Евы из Эдема с трудностью
искупления. Согласно словам, приписываемым Иеѓошуа
бен Леви (fl. c. 230‒250), амораю Лиддской академии, когда
виновный Адам услышал Божественный приговор в Быт
3, 18, он воскликнул: «Будем ли я и осел мой есть в одних
яслях?»1. Рождество в яслях могло, таким образом, вызвать в
представлении осуждение и, следовательно, ожидание иску-
пления первозданных человеческих существ. В этой связи
необходимо учитывать и то, что предания, влившиеся в Ва-
вилонский Талмуд, могли быть знакомы восточным сирий-
цам, принесшим Детство Господне в Армению2.
Армянский апокриф связывает Рождество с первоздан-
ными человеческими существами еще и иным, «поступа-
тельным», образом: в более ранней главе, о Благовещении,
указывается, что как только Мария зачинает, явившийся ей
ангел отправляется в Персию, чтобы благовестить и царям
волхвов3, побуждая их к путешествию в Вифлеем, где они
должны будут поклониться новорожденному младенцу4.
Традиция, отраженная в этом рассказе, является основой и
ряда раннехристианских и средневековых изображений
волхвов, ведомых ангелом5. За девять месяцев, в течение ко-
1 Steinsaltz, A., ред., םיחספ תכסמ, т. 2 (ילבב דומלת; т. 7). Иерусалим, 1989,
с. 504.
2 Одно из наиболее ранних свидетельств традиции, связывающей Еву с
Рождеством, может быть найдено в Вопросах Варфоломея (II--IV вв.); см. его
старославянский извод: Тихонравовъ, Н., ред., Памятники отреченной рус-
ской литературы, т. 2. М., 1863, с. 22.
3 Связь волхвов с Персией является преобладающей традицией; см.: Opus
imperfectum in Matthæum; homilia secunda // PG т. 56, ст. 637; ср. Olschki, L., The
Wise Men of the East in Oriental Traditions // Semitic and Oriental Studies. A Volume
Presented to William Popper. Berkeley, 1951, p. 375--395; Dorival, G., L'astre de
Balaam et l'étoile des mages // Gyselen, R., dir., La science des cieux. Sages, mages,
astrologues (Res orientales; 12). Bures-sur-Yvette, 1999, p. 97; Panaino, A., I Magi
evangelici. Storia e simbologia tra Oriente ed Occidente. Ravenna, 2004, p. 10--16.
4 Матенадаран 7574, fol. 30v--31r.
5 Ф. Кюмон предлагает весьма богатую опись этих изображений, умалчи-