Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
160
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
Ева входит в пещеру лишь когда облако удаляется от него,
подобно сынам Израилевым, отправлявшимся в путь толь-
ко когда облако поднималось от скинии (Исх 40, 36; Числ
9, 17‒22; 10, 11--12). Новорожденный младенец, которого
Ева находит в пещере, выказывает необычные свойства: он
не лежит, а сидит в яслях, и даже способен ходить; сперва он
направляется к матери, которая его кормит, а затем само-
стоятельно возвращается в ясли1.
Тогда как у Луки Симеон «берет [младенца] на руки» и
благословляет Бога, ибо «очи его видели спасение» перед
его входом в мир смерти (Лк 2, 26,28,30), Ева, вызвавшая
осуждение человечества и навлекшая на него скорби дето-
рождения, появляется из мира усопших и приходит к ново-
му ковчегу, дабы «узреть своими очами» и «взять в свои
руки»2 новорожденного Спасителя, «Сына Адамова» (Лк
3, 38). Для «несториан», принесших Детство Господне в ми-
афиситскую Армению в апологетических целях, встреча
между Евой и Христом могла быть насыщенной особым ве-
роучительным значением, позволявшим им, вероятно, обо-
сновывать полноту человеческого естества Христа: Феодор
Мопсуестийский (350?--428), представляющий для Церкви
Востока главный экзегетический авторитет, указывает, что
Ева, обретшая бытие от другого человеческого существа, но
без супружеской связи и всецело посредством Божьей воли
(ср. Ин 1, 13), является прообразом Христа. Настоящий
эпизод подразумевает, таким образом, что как Ева, проис-
ходящая от Адама, разделяет с ним общую природу, так и
Христос -- в отношении Марии3.
Как мы отметили, в то время как Ева приходит в вертеп
1 Матенадаран 7574, fol. 50v--51r.
2 Матенадаран 7574, fol. 51r.
3 Mingana, A., ed., Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Nicene Creed
(Woodbrooke Studies; 5). Cambridge, 1932, p. 180--181, 68; Dorfmann-Lazarev,
La transmission, p. 563--565.