Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
158
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
Зуартʽноц)1, сооруженной около столицы между 642 и 661 гг.
католикосом Нерсесом Третьим, «Строителем»2, на месте,
где ранее, вероятно, стояла более древняя часовня, посвя-
щенная этому событию. В Житии этому явлению следует
видение Григорием «весьма высокого столпа»3, увенчанно-
го «облачным абаком», возле царского дворца Ваγаршапата.
Главная церковь древней столицы, «Низшел Единородный»
(Эдж-миадзин, слово, давшее и позднейшее название горо-
ду), впервые построенная в IV в., дважды перестраивалась,
и величественный патриарший собор, сохранившийся до
наших дней, был воздвигнут на том же месте в 618‒638 гг.4
Согласно Житию, Григорий удостаивается видения и трех
других «облачных столпов и огненных капителей» (ср. Числ
12, 5) над местами гибели армянских первомучениц, Гаянэ,
Рипсимэ и их спутниц5, память которых чествовалась в трех
мартириях, два из которых были позже замещены знамени-
тыми церквами св. Рипсимэ, датируемой 616--618 гг., и св.
Гаянэ, относящейся к 630 г.6 Отмеченная нами параллель
1 В честь которой был назван и близлежащий ереванский аэропорт
Звартноц.
2 Abgaryan, G., ред., Себеос, // , т. 4. Анте-
лиас, 2005, ē. 539; ср. Cuneo, P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo
secolo, Roma, 1988, fig. 6, p. 102.
3 Ниже в описании видения «столп» истолковывается как символ «кафоли-
ческой Церкви»: , ē. 1656--1657, 1659--1660; Gari-
bian de Vartavan, N., L'aspect primitif de l'église-mère Ēĵmiacin // Revue des Études
Arméniennes 29 (2003--2004), p. 432--436.
4 Cuneo, Architettura, fig. 1, p. 88.
5 , ē. 1656--1657; Garibian de Vartavan, L'aspect
primitif, p. 432--443; Thomson, R. W., The Lives of Saint Gregory. The Armenian,
Greek, Arabic and Syriac Versions of the History Attributed to Agathangelos. Ann Ar-
bor, 2010, p. 88--97.
6 Себеос, , ē. 516--517; Cuneo, Architettura, fig. 2,3, p. 94, 98; Тре-
тий мартирий может быть опознан в развалинах часовни V в., находящихся
возле церкви Шоγакатʽ («Капля луча») XVII в. Название, унаследованное
этой поздней церковью, связанно, очевидно, с видением Григорием «света,
истекающего доле»; см. колофон в Истории Агафангела:
, ē. 1654, . 30. О значении образа «разверзающихся небес» в