Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
157
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
Подобное растяжение времени, -- которое необходимо от-
личать от состояния сна, -- может быть нами отмечено и в
восприятии Иосифом мгновения рождения Христа, когда
просеивание сухой глины и свежеобожженный кувшин,
указывающие на начало и на конец цикла, соприсутствуют
его взгляду.
Когда Ева подходит к пещере, она становится свидетель-
ницей богоявлений, совершающихся у входа, которые тоже
должны быть отнесены к этому превращению времени: она
замечает, как небесный свод разверзается и яркий свет ис-
текает с выси до земли; затем она последовательно видит
огненный столп, которым Бог вел детей Израилевых через
пустыню (ср. Исх 13, 21--22; 14, 19--20; Числ 14, 14; Неем
9, 12,19), облако, облекавшее Божественное присутствие на
Синае (Исх 19, 9,16,18; 24, 15--16) и позже осенявшее ски-
нию собрания (Исх 40, 34--38; Числ 9, 15‒23; 17, 7), и слы-
шит голоса небесных сил, напоминающие ряд пророческих
и апокалиптических видений (ср. Ис 6, 3; Иез 3, 12; Отк
11, 15)1.
У армян Евино видение перед Рождественским верте-
пом, явленным ей наподобие Божьей обители, могло про-
будить ассоциации со священной топографией их страны.
Рассказ Детства Господнего напоминает видение Григория
Просветителя (ум. ок. 328) около царской столицы
Ваγаршапата (позже, Эчмиадзина) после освобождения его,
ок. 314, царем Тиридатом из Глубокого рва (Хор Вирап, близ
Арташата). Григорий видит «разверзающуюся небесную
твердь», «свет, истекающий с выси» и «несметные силы
светозарные»2. Со ссылкой на Житие Григория, записанное
между 428 и 451 гг. Агафангелом, видение Просветителя по-
читалось в церкви Небесных Бдящих Сил (Еркнавор
1 Матенадаран 7574, fol. 50v.
2 Tēr Mkrtčʽean, G., Kanayeancʽ, S., ред., //
, т. 2, Антелиас, 2003, ē. 1655--1656.