Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
156
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
становится возможной лишь, когда время останавливается.
В трактате Санедрин, л. 97a (ג), Вавилонского Талмуда рав-
вины обсуждают деление жизненного цикла мироздания на
три равные поры: первые две тысячи лет хаоса, за которыми
следуют две тысячи лет, отмеченные даром Торы, и завер-
шающие цикл две тысячи лет, ознаменованные Мессией.
Но «из-за наших грехов, которых было много, [те годы], что
ушли, те ушли»1. Строки эти указывают на то, что человече-
ство пребывает в эпохе, отмеченной, в идеальных очертани-
ях мироздания, пришествием Мессии, действительное при-
шествие которого, однако, отложено. Ниже мы встретимся
с преданиями, приурочивающими Пришествие не к пятому,
а к шестому тысячелетию, т.е. к тому отрезку времени, кото-
рый и может быть отожествлен с этой задержкой. Здесь
уместно привести и размышления современного итальян-
ского философа Джорджио Агамбена, ссылающегося на ту
же страницу Талмуда, которая тридцатью тремя годами
раньше была исследована Шолемом:
Дни Мессии не являются неким сроком, протекающим между
историческим временем и миром грядущим, а присутствуют,
так сказать, в облике растяжения и задержки времени под за-
коном, то есть как историческое последствие времени недо-
стающего [Агамбен подразумевает здесь неопределенное чис-
ло «ушедших» лет]. Один из парадоксов мессианского цар-
ствия состоит именно в том, что иному миру и иному времени
надлежит осуществиться в сем мире и в сем времени. Это оз-
начает, что историческое время не может быть попросту от-
менено и, с другой стороны, что время мессианское не может
быть и совершенно однородным истории: два времени долж-
ны, скорее, сосуществовать в таком ключе, который не может
быть сведен к понятиям двоичной логики (сей мир / мир
иной)2.
1 ןירדהנס תכסמ, т. 2, с. 427--428.
2 Agamben, G., Il Messia e il sovrano. Il problema della legge in W. Benjamin
(доклад, прочитанный в Иерусалимском университете в 1992 г.), цит. по:
Agamben, La potenza del pensiero. Saggi e conferenze. Vicenza, 2005, p. 267--268.