Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
155
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
щих, -- и, в частности, Поклонение волхвов и Сретение, --
но сцена Рождества на мозаике отсутствует1.
Мысль о человеке, нисходящем с небес и останавливаю-
щем движение небесных тел, с ссылкой на Нав 10, 12‒13,
отражена и в пятой из Сивиллиных книг, тексте еврейского
происхождения, датируемом ок. 120 г. н.э.2 А. Ди Нола же
находит наиближайшее сходство с рассмотренным выше
местом Протоевангелия в толковании Мидраша Рабба на
Исх 29, 9, комментария XI--XII вв.3, в словах, опосредован-
но приписываемых в нем рабби Иоханану, учителю второго
поколения Амораим, деятельность которого должна была
протекать во второй половине III в.4 Как и в Протоеванге-
лии, и в Детстве Господнем, мы слышим здесь о неожидан-
но онемевшем мире: никакое существо, видимое ли, как
птицы, или невидимое, как ангелы, не двигается и не издает
ни звука5. Если в двух предыдущих случаях тишина мира
сопровождает Рождество Слова Божия, здесь она сопутству-
ет исхождению на Синае Его голоса и дару его учения, Торы.
Армянский апокриф отклоняется от хода событий, запе-
чатленного Протоевангелием и родственными источниками
в тот миг, когда женщина, чье появление следует непосред-
ственно за описанием замершего мира, открывается Иоси-
фу: «Я праматерь всех, Ева, и пришла я узреть своими очами
Спасение, соделанное ради меня»6. Мы можем заметить, что
слова первой женщины, приступающей к вертепу, сходны
со словами, произносимыми Богоприимцем Симеоном,
входящим в храм (Лк 2, 30).
Итак, встреча с действующим лицом начала истории
1 Мозаика триумфальной арки датирована папством Сикста III (432‒440).
См. иллюстрацию на вклейке.
2 Geffcken, J., Hg., Die Oracula sibyllina. Leipzig, 1902, S. 116--117, Z. 256--259.
3 Di Nola, Antropologia, p. 201--202.
4 Di Nola, Antropologia, p. 186--188.
5 הבר תומש .ראובמה הבר שרדמ, т. 2. Иерусалим, 1991, с. 42.
6 Матенадаран 7574, fol. 50r.