Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
134
Miscellanea Orientalia Christiana
Михаил Толстолуженко
церковные деятели носили это имя. Достаточно вспомнить
уже упомянутого выше Иакова Саругского, а также знаме-
нитого Иакова Эдесского (ок. 630--708). Да и сам Бар Шакко
носит это имя, хотя и считает себя недостойным быть причис-
ленным к прочим Иаковам.
Одна особенность текста Бар Шакко обращает на себя
внимание: это автобиографический характер повествования.
Если верить нашему автору, то в его рассказе речь идет о его
собственном поиске подлинного «дома Господа». Действи-
тельно ли перед Бар Шакко стоял вопрос выбора веры? Или
же речь идет лишь о попытке более-менее беспристрастного
рассмотрения различных конфессиональных позиций челове-
ком, уже принадлежащим к яковитской церкви? Или это про-
сто литературный прием, цель которого -- придать аргумента-
ции автора бóльшую убедительность?
Сложно сказать с определенностью, какой из этих вариан-
тов верен, поскольку сведения о Бар Шакко в других источ-
никах крайне скудны. Однако кое-что все же можно отметить.
Во-первых, наш автор нигде не говорит о своем обращении в
«веру яковитов», он лишь упоминает, что «получил подтверж-
дение» ее истинности «отовсюду», в особенности от некоего
монаха по имени раббан ʿИса. Это наводит на мысль, что Бар
Шакко был от рождения крещен в Сирийской («сиро-яковит-
ской») православной церкви и впоследствии, после некоторо-
го периода сомнений, лишь утвердился в правоте веры своей
церкви. Во-вторых, в единственном сообщении о жизни Иа-
кова бар Шакко, приводимом Григорием бар ʿЭбройо в его
«Церковной истории»1, сообщается о том, что Бар Шакко «был
весьма сообразителен от природы и благодаря чтению многих
книг самостоятельно достиг больших успехов», что согласует-
ся с рассказом самого Бар Шакко об изучении им книг, на-
писанных представителями различных конфессий (впрочем,
нужно заметить, что Бар ʿЭбройо говорит в первую очередь
об успехах Бар Шакко в изучении светских наук). В-третьих,
1 Перевод соответствующего отрывка см. в: Толстолуженко, «Книга сокро-
вищ» Иакова бар Шакко, с. 360--361.