Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
133
Miscellanea Orientalia Christiana
«Вот скиния Бога Иакова»: прозвище как аргумент...
ден, и Иаковом из [монастыря] Псилта обновлен и украшен».
Линия Иаковов, идущая от ветхозаветного патриарха Иакова к
Иакову, брату Господню по плоти, и далее к Иакову Барадею,
соотносится только с названием «яковиты» -- только яковит-
ская церковь явным образом носит имя Иакова. Наш автор
получает, наконец, ответ на свой вопрос и пишет «Книгу со-
кровищ» и прочие свои сочинения, чтобы обратить и других к
Богу Иакова, то есть в веру яковитов.
Логика нашего автора, таким образом, весьма проста: Бог,
который неоднократно называется в Ветхом Завете Богом Иа-
кова, через Давида и Соломона устраивает себе единственное
жилище среди людей, то есть храм в Иерусалиме, «дом Госпо-
да и скинию Бога Иакова», куда приходят народы для истин-
ного поклонения; власть над домом Иакова далее переходит к
Иисусу (очевидно, здесь подразумевается и разрушение храма
в 70 г. н.э.); посылаемые им ученики основывают множество
«домов Бога Иакова», но все они, кроме одного, захвачены
сатаной, так что в итоге опять остается лишь один истинный
«дом», в котором только и можно поклоняться Богу Иакова.
Дополняя уже знакомую нам пару «Иаков, брат Госпо-
день -- Иаков Барадей» третьей фигурой -- ветхозаветным па-
триархом Иаковом, Бар Шакко достигает того, что в его схеме
становятся представлены все три периода божественного до-
мостроительства: ветхозаветный, новозаветный и собственно
церковный. Однако, хотя Бар Шакко и проявляет немалую
изобретательность, пытаясь доказать истинность веры яко-
витов исходя из самого их названия, которое он весьма твор-
чески переосмыслил, его доказательство предназначалось все
же скорее для единоверцев, нежели для противников. Едва ли
халкидониты или несториане могли всерьез отнестись к тако-
го рода доводам, поскольку у них слово «яковиты» ассоцииро-
валось отнюдь не с ветхозаветным патриархом Иаковом или
Иаковом, братом Господним, а с вполне определенными миа-
фиситскими церковными деятелями, прежде всего, с Иаковом
Барадеем, отношение к которому с их стороны было крайне
отрицательным. Стоит заметить, что упомянутая «чреда Иако-
вов» может быть значительно расширена в сторону последую-
щих событий, так как многие выдающиеся западносирийские