Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
132
Miscellanea Orientalia Christiana
Михаил Толстолуженко
хорошо знакомы монашеской аудитории, которой он адресо-
вал свое сочинение.
Свою аргументацию Бар Шакко начинает с того, что вспо-
минает историю строительства храма, задуманного Давидом и
возведенного Соломоном. Фигура патриарха Иакова сразу же
выходит на первый план, так как Бар Шакко постоянно ис-
пользует прилагаемое к храму словосочетание «скиния Богу
Иакова» из Пс 132, 5 (Пешитта)1. Далее наш автор указывает,
что храм являлся местом поклонения «Богу Иакова» до вре-
мени исполнения обетования о Христе, данного Аврааму и
Давиду, после чего цитирует слова благовещения, в том числе
Лк 1, 32--33, где говорится, что Христос получит «престол Да-
вида» и «будет царствовать над домом Иакова вовек». Нако-
нец, Бар Шакко обращается к событиям церковной истории
и сообщает читателю, что после искупления и апостольской
проповеди было основано бесчисленное множество «домов» и
«скиний Богу Иакова», то есть христианских церквей, но все
их, кроме одного, захватил сатана, сделав «домами человече-
скими» и дав им их собственные имена, так что лишь один дом
продолжает носить имя Иакова.
Остается выяснить, какой из этих многочисленных домов
есть подлинная «скиния Бога Иакова». Бар Шакко рассказы-
вает о собственных затруднениях при поиске ответа на этот
вопрос. Сначала он по книгам рассматривает учения различ-
ных церквей, однако это не помогает ему, так как каждая из
них называет себя истинным домом Бога. Подобно Давиду,
Бар Шакко дает обет, что не успокоится, пока не найдет от-
вета на мучающий его вопрос. Наконец он обращается к Свя-
щенному Писанию и с его помощью понимает, как распознать
истину: критерием оказывается имя, которое носит церковь.
Дом Божий должен прямо называться именем Иакова: «сей
есть подлинно дом Господа и скиния Бога Иакова -- сей, кото-
рый именем Иакова называется и именуется, который Иако-
вом патриархом посредством камня и елея был прообразован
на горе, и Иаковом, братом Господним, построен и утверж-
1 Так же в Септуагинте (131, 5); в масоретском тексте (132, 5) -- «скиния
Сильному Иакова».