Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
131
Miscellanea Orientalia Christiana
«Вот скиния Бога Иакова»: прозвище как аргумент...
(ум. 1241), дает еще более своеобразную интерпретацию на-
звания «яковиты», развивая в связи с ним целое богословие
имени Иаков. Данный отрывок представляет собой прибли-
зительно половину заключительной (сороковой) главы по-
следней (четвертой) части «Книги сокровищ» (завершена в
1231 г.) -- сочинения Бар Шакко, в котором в сжатой форме
изложены основные положения учения о Боге, о Христе, о
Промысле и о творении1. Как следует из названия главы, она
ставит целью обосновать «истинность веры яковитов». Однако
речь не идет о догматическом обосновании -- автор не приво-
дит каких-либо доводов в пользу вероучения своей церкви и
не опровергает веру других церквей (такие доводы и опровер-
жения, в основном касающиеся христологических вопросов,
приводятся иногда в других местах «Книги сокровищ»). В дан-
ном случае автор хочет предложить достаточно простое обо-
снование, которое было бы очевидным для всех. И он находит
его в самом названии своей традиции -- «яковиты».
Бар Шакко идет дальше предшествующих авторов и связы-
вает яковитскую традицию не только с Иаковом Барадеем и
Иаковом, братом Господним, но продолжает эту линию Иако-
вов в Ветхий Завет и берет в качестве основы имя патриарха
Иакова. Очевидно, наш автор прежде всего имеет в виду из-
вестный рассказ о «лестнице Иакова» из 28-й главы Бытия: Иа-
кову во сне является Господь, обещая хранить его и давая обе-
тования о многочисленном потомстве, после чего Иаков ста-
вит камень, который он использовал как изголовье, в качестве
«памятника», возливает на него елей и называет место, где он
спал, «домом Бога» (Быт 28, 19 -- евр. ל ֵא תיֵּב, сир. ܐ ܒ, в
Синодальном переводе Вефиль). В тексте Бар Шакко упомя-
нуты, в качестве прообраза «дома Господа», лишь камень и
елей, однако прочие подробности библейского рассказа, несо-
мненно, подразумеваются, поскольку они полностью вписы-
ваются в логику аргумента Бар Шакко и, конечно же, были
1 Подробнее об Иакове бар Шакко и его «Книге сокровищ» см.: Толстолу-
женко, М., «Книга сокровищ» Иакова бар Шакко: богословская компиляция
эпохи сирийского ренессанса // Символ, No 55 (Париж--Москва, 2009), с. 357--
374.