Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
128
Miscellanea Orientalia Christiana
Михаил Толстолуженко
«В Б И »:
Христианские церкви и традиции часто называются по име-
нам своих основателей или выдающихся деятелей (доста-
точно вспомнить лютеранство или кальвинизм). Порою такие
названия даются противниками и употребляются ими в уни-
чижительном смысле, однако даже в таком случае восприятие
подобных прозвищ самими носителями соответствующих тра-
диций не обязательно является негативным. Кроме того, в
ходе исторического развития той или иной традиции отноше-
ние к ее названию может меняться: либо в силу переосмысле-
ния роли личности, давшей этой традиции свое имя, либо по
причине наполнения самого названия новыми смыслами.
Так, восточносирийская традиция получила из уст своих
противников название «несторианство», по имени опального
константинопольского епископа Нестория (ок. 381--ок. 451).
Однако Церковь Востока, отнюдь не считая Нестория своим
основателем (как нередко утверждали представители халки-
донской и миафиситских традиций), признала его одним из
своих учителей и веками достаточно спокойно относилась к
тому, что ее именовали «несторианской».
В случае западносирийской традиции, получившей на-
звание «яковитская», дело обстоит несколько иначе, так как
не вполне ясно, от какого именно Иакова она получила свое
название. Наиболее распространенная версия гласит, что
яковиты называются так по имени Иакова Барадея1 (ум. 578),
епископа Эдессы (542--578), известного своей деятельностью
по созданию антихалкидонской иерархии. Такое объяснение
дают, например, халкидонит Иоанн Дамаскин («...их вожди:
Феодосий александриец, от которого феодосиане, Иаков си-
1 Западносир. Бурдʿōнō или Бурдʿōйō; латинизированный вариант Baradaeus,
откуда распространенное в русскоязычной литературе написание Барадей.