Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
11
Miscellanea Orientalia Christiana
Первый день творения и «первые природы»...
и ветер, огонь, свет и тьма не были сформированы, которые
являются более молодыми, чем небо и земля»1.
Нарсай (ум. 502) в гомилиях о творении и о грехопадении
Адама и Евы2 также говорит о первых семи природах и упоми-
нает их три раза. Однако друг с другом его перечни не совпада-
ют. В гомилии «О слове brāšīṯ и о божественной сущности» (
ܐ ܐܕ ܗܬܘ ܐ ܘ ܒ) он приводит следующий перечень: --
.ܪܐܐܘ ܐܪ ܘ ܐ ܘ ܐ̈ ܘ ܐ ܪܐ ܘ ܐ̈ ܐ ܘ ܐ ̣ܒ ܐ ܝܪ ܒ
«В начале дня сотворил Он небо и ангелов, землю, воду, тьму,
огонь и воздух»3. Однако потом он добавляет следующее: ܢ ܒ
.ܢ ܗ ܦܐ ܘܘܗ ܡ ܐ ̣ ܕ ܐ̈ ܘ ܡ ܐ ̣ ܐܪܗ ܬܐ ܐ ܨ
«В утреннюю пору Он сформировал свет из ничего. А наблю-
датели [или «бдящие», т.е. ангелы] поняли, что и они появи-
лись из ничего»4. Перечень первых семи природ, которые
Нарсай объединил вместе в первом двустишье, совпадает с
тем, который мы встречаем в более поздней традиции ком-
ментариев на книгу Бытия (см. ниже). В другом месте, в гоми-
лии «О формировании творения и об ипостасях Троицы» (
ܐܬ ܬܕ ܐ ̈ ܦܐ ܥܕ ܘ ܒܕ ̇ ܘܬ), Нарсай приводит
следующий список. ܐ ̈ ܐ ܐ ̈ ܘ ܐ ܪܐܘ ܐ ܐ ̣ܒܘ ܝ ܕ ܒ
ܐܪ ܒܕ ܐ ܘܬ ܓܒ ܒ ܕ ܐܕ ܒ .ܐ ̈ ܒ ܢ ܐ ܐ ̣ ܐ ܕ ܐ
.ܐ ̈ ܘ ܐ ̈ ܐ̈ ܐ ܘ ܐ ܘ ܐ̈ ܘ «В начале Он сотворил небо и
землю, и пять других природ, которых по именам не назвал.
В этом слове, в формировании первоначального творения, за-
ключены огонь, вода, тьма и ангелы, разумеющие и немые
(mallaʔkē mlīlē w-ḥaršē)5. Нужно отметить, что творение света
связано у Нарсая с наделением ангелов способностью слы-
шать, которую они обрели перед тем, как был сотворен свет.
Поэтому не случайно свет как восьмая природа не попадает в
первоначальный список, а упоминается несколько позднее.
Наконец, в гомилии «О формировании творения» (ܐ ܘܬ
1 Tonneau, Sancti Ephraem Syri... Commentarii, p. 8:28--9:6.
2 Gignoux, Ph. (ed.), Homélies de Narsaï sur la création (Patrologia Orientalis,
Tome XXXIV, Fascicules 3 et 4 -- No 161 et 162).
3 Gignoux, Homélies de Narsaï, p. [158]:338--339.
4 Gignoux, Homélies de Narsaï, p. [158]:340--341.
5 Gignoux, Homélies de Narsaï, p. [170]:101--105.