Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
10
Miscellanea Orientalia Christiana
Юлия Фурман
вая историей Еноха. В целом все повествование первой книги
основано на библейском материале. Однако бар Пенкайе, в
соответствии со своим замыслом, освещает библейские собы-
тия выборочно, не ставя перед собой задачи последовательно-
го пересказа книги Бытия. Опираясь на текст Писания, он
расширяет их своими дополнениями в стиле комментария.
Особое внимание он уделяет творению, грехопадению и из-
гнанию Адама и Евы из рая, истории Каина.
Рассказ о творении мира бар Пенкайе начинает с перечис-
ления природ, которые были сотворены в «первый день».
В дошедших до нас сочинениях восточносирийской литерату-
ры и близких к ней произведениях, которые так или иначе ка-
саются первой главы книги Бытия, эта тема является традици-
онной. Но ее подача разнится от автора к автору. Практически
все авторы, которые упоминают природы, сотворенные в пер-
вый день, называют число семь, но от писателя к писателю с
течением времени перечень первотворений меняется.
Так, Ефрем Сирин (ум. 373)1 в своем «Толковании на кни-
гу Бытия» упоминает природы, которые были наряду с небом
и землей сотворены в первый день: воду, воздух, огонь, свет и
тьму. Говоря о том, что небо и земля были сотворены из ниче-
го, он подчеркивает, что природы, которые появились в тот же
день, на тот момент сотворены еще не были. ܓ ܐ ̈ ܦܐ
ܢܘ ܓ ܐ . ܒܬܐ ܐ ܆ ܒܬܐ ܐ ܒ ܒܕ
̣ ܐ ̈ ܕ ܢܘ
̈
ܐ ܕܕ . ̣ ܐ ܕ ܐ .ܐ ̣ܘܗ ̇ ܐ ܒܬܐ
̣ ܐ ܪܐܘ ܐ ܕ . ̣ ܬܐ ܗ ܐܗ .ܐ ̣ܘܗ ܢܘ ̈
ܐ ܐܘ . ܒܬܐ ܐ ܘܪܘ ܐ ܐ ܕ .ܘܘܗ ܡ ܐ
ܐ ܓ ܢ ܐ ܕ . ܬܐ ܐ ܘܐ ܐܪܗ ܘ ܐܪ
.ܐ ܪܐܘ «Те природы, которые были сотворены в тот же день,
еще не были сотворены. Если бы они были сотворены вместе с
ними (т.е. с небом и землей), он бы сказал [об этом]. Но он [об
этом] не сказал, чтобы не делать названия этих природ старше
их самих. Таким образом, кажется, что небо и земля появи-
лись из ничего, потому что не были сотворены до тех пор вода
1 В настоящей статье используется издание Tonneau, R.-M. (ed.) Sancti
Ephraem Syri in Genesim et in Exodum Commentarii. (Corpus Scriptorum Christia-
norum Orientalium, 152; Scriptores Syri, 71). Louvain, 1955.