Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
99
Miscellanea Orientalia Christiana
Семь канонов и девять знамений...
аде знамений. Первое «таинство» -- это «тело, душа и ум [чело-
веческой] ипостаси Господа нашего» (949). Если «душа», по
словам Бар Зōʿб , «это жизнь, вложенная в кровь всякого жи-
вотного» (985), то «ум» -- это высший уровень бытия, «свет
жизни разумности» (988), «благодаря уму человек есть чело-
век, человек разумный» (1010). Этой триаде полноценного че-
ловечества Христа противостоят её отрицатели: Мани, Евно-
мий, Аполлинарий. Первый здесь олицетворяет отрицание
телесности, второй -- отрицание наличия у человечества Хри-
ста «души», третий -- отрицание наличия «ума». Следующая
символическая триада -- это Святая Троица. Говоря об ипо-
стаси Слова, соединившейся с человеческой ипостасью Хри-
ста, Бар Зōʿб подчёркивает, что сущностно Слово оставалось
едино с Отцом и Духом, так что посредством воплощения
Слова Троица Божества «сокрыта в теле безгранично» (1035).
Слово неотделимо от Отца и Духа, и Оно неотделимо от вос-
принятого Им человечества. На Кресте «не приобщаясь стра-
данию его бывшее с ним божество, но всё свершившееся вос-
приняло на Себя к чести страдания» (1058--1059). Знамение
креста, совершаемое над евхаристическим телом, указует не
только на бесстрастность божества, но и на его тáинственное
тождество с прославленным Телом Христа.
Тáинственное единство с этим Телом, а также вооружен-
ность победным знамением Царя-Христа -- Его Крестом --
символизируют завершающие «триады» знамений, полагае-
мых на служащем священнике и участвующем в службе
церковном народе.
ХРИСТОЛОГИЯ ТАИН
Поэма Бар Зōʿб содержит несколько христологических пас-
сажей, заслуживающих внимания.
Отметим, что в качестве обличаемых противников в поэме
представлены те лица, которые не ассоциировались с актуаль-
но существующими конфессиональными разделениями, но,
напротив, были равно отвергаемыми основными христиан-
скими конфессиями. С одной стороны, это может быть поня-