Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Перевод: Сидоров А. И.

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
Комментарии

раскрыл ее. См.: Миртов Д. Нравственное учение Климента Алек­
сандрийского. СПб., 1900, с. 164—179; Fascher I. Der Logos-Christus
als gottlicher Lehrer bei Clemens von Alexandrien / / Studien zum
Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht, S. 193—207.
17 Здесь высказывается та мысль, что «логосы» суть как бы
парадигмы земных вещей, и их приведение в бытие («оформле­
ние») предшествует в онтологическом плане творению чувственно­
го мира.
Так мы понимаем это достаточно темное место: 81%сс \i6vy\q
тг[(; (рбаесод. Контекст всего предложения подсказывает, что здесь
речь идет об обожении. Преп. Максим, как неоднократно, исходит
из известного святоотеческого сотериологического принципа: «Бог
стал человеком, чтобы человек стал богом». Естественно, что для
него обожение немыслимо без Богообщения, а последнее предпо­
лагает стремление к идеалу святости: «Очистить себя от греховной
скверны, достигнуть сердечной чистоты, поэтому значит, пригото­
вить себя, сделаться способным к Богопознанию и Богоподобию»
(Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении, с. 96). Ука­
занную фразу преп. Максима нельзя трактовать в том смысле, что
уподобление Господу и обожение происходит вне (без) человечес­
кого естества, как такового, которое повредил наследственный
грех, — ибо для преп. Максима, как и для всех восточных отцов
Церкви, была совершенно чужда идея наследственного греха, по­
лучившая распространение на Западе после пелагианских споров.
См.: Gross J. Photios, ein Gegner der Erbsiindendogmas / / Byzantinische Zeitschrift, 1959, Bd. 52, S. 304—320.

Толкование на 59 псалом
1 Речь идет о Месопотамии.
2 Или: «пребывая (живя) среди нас посредством плоти». Дан­
ная фраза (5ш аосркод
6ц1А.т|асс<;) указывает на Воплощение
Бога Слова. Схожее словоупотребление ( 8ia цескги vooq 6|iiA,r|aa<;
ааркг) встречается и у св. Григория Богослова, который также
подчеркивает, что именно Воплощение Бога сделало возможным
спасение человечества. См.: Gregoire de Nazianze. Discours 27—31
(Discours theologiques), p. 216—218.
3 Преп. Максим использует здесь слово 7cp6X.r|\j/iq, приобрет­
шее специфичный оттенок в стоической философии, где оно обо­
значало первичное общее понятие, которое врождено, но делается
действенным только в связи с чувственным опытом. В христиан­
ской письменности одним из первых использовал этот термин Кли­
мент Александрийский, у которого данное понятие сближалось с
28

-

2682

433