Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Перевод: Сидоров А. И.

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
ГЛАВЫ О БОГОСЛОВИИ
И О ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОПЛОЩЕНИЯ
СЫНА БОЖИЯ

Первая сотница
1. Бог — един, безначален, непостижим и обладает всей
силой целокупного бытия; Он совершенно исключает всякую
мысль о времени и образе существования бытия \ поскольку
недоступен для всех сущих и не познается ни одним из су­
щих через Свою естественную проявленность2.
2. Бог, как это доступно нашему познанию, не есть Сам
по Себе ни начало, ни середина, ни конец; не является Он и
ничем из того, что, следуя за Ним, созерцается естественным
образом. Ибо Бог безграничен, неподвижен и беспределен,
так что Он безгранично превосходит всякую сущность, силу
и действие3.
3. Всякая сущность вводит вместе с собою и предел са­
мой себя, ибо ей присуще быть началом движения, созерцае­
мого в ней как возможность. Всякое естественное движение
к действию, мыслимое после сущности и до действия, есть
середина, поскольку оно естественным образом постигается
как нечто среднее между обоими4. А всякое действие, естест­
венно ограничиваемое своим логосом, есть завершение мыс­
лимого до него сущностного движения5.
4. Бог не есть сущность — ни в общем, ни в конкретном
смысле этого слова6, — даже если Он есть Начало; Бог не
есть возможность — ни в общем, ни в конкретном смысле
этого слова, —даже если Он есть Середина; Бог не есть дей­
ствие — ни в общем, ни в конкретном смысле этого слова, —
даже если Он есть Завершение мыслимого до этого заверше­
ния сущностного движения. Но Бог есть созидающее сущ­
289
19

-

2682