Искусство

Каталог нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIIIв

Кайль В. А., Нечитайло В. В. Каталог нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIIIв. — Луганск, 2006

Содержание

Введение

Кресты золотые

Кресты серебрянные

Кресты каменные

Кресты с эмалью

Кресты изготовленные из бронзы, оловянистой бронзы и свинцово-оловянистого сплава

Накладные, нашивные кресты и украшения с крестами

Подвески

Translation

OCR
ВВЕДЕНИЕ
"Вне креста нет познания Христа"
святитель Игнатий (Брянчанинов)
В 2001 году в честь 2000-летия рождения Иисуса Христа был выпущен
первый на Украине систематизированный каталог христианских нагрудных
изделий периода Киевской Руси Х-ХШ ст. За прошедшее время авторам стало
известно большое количество ранее не изданных образцов нательных крестов,
накладок, амулетов и подвесок, поэтому назрела необходимость подготовить
новый каталогу описывающий более 1100 предметов, относящихся к
древнерусской сакральной пластике с изображением Креста.
Возврат общества к своим духовным корням закономерно вызвал волну
интереса к истории христианства, к истокам художественных традиций
русского православия и свидетелям эпохи - первым образцам, впоследствии
богатейшей христианской материальной культуры.
Для христианина крест - высший символ веры, иконографическое
изображение всего Священного Писания, наиболее полное откровение любви
Творца к Его созданию, символ покорности воле Божьей,
...солнце любви,
озаряющее мир. Крест - это соединение Божественной правды и Божественной
любви.
Крест также несет исключительную символическую нагрузку в других
мифологических и религиозных системах, в искусстве и быту.
Крест - обязательный атрибут христианского богослужения и повседневной
жизни. Не случайно в народной традиционной культуре крест приносит
счастье, удачу; является могучим защитным амулетом, носится как талисман,
оберег.
Одна из идей, связанных с крестом, - выбор между счастьем и несчастьем,
жизнью и смертью, процветанием и упадком. "Христианин без креста, - писал
старец Савва, - это воин без оружия, и враг может легко одолеть его".
Традиция многократного воспроизведения креста с целью усиления и
увеличения благополучия приводила к накоплению предметов, несущих на себе
Божественный Знак.
Возможно, с этим связано возникновение первых собраний предметов с
христианской символикой. Мы видим, как, наряду с темами, имеющими
давнюю традицию коллекционирования живописных икон, теологической
литературы, предметов культа, бытовых предметов с христианскими
сюжетами, складывается традиция собирательства наиболее "близкого к телу"
образчика древнехристианского культового творчества - нательных крестов,
накладок, подвесок.
Еще с начала
XIX века христианские древности привлекали
коллекционеров, историков, археологов. Составлялись и публиковались
замечательные коллекции Б.И. и В.И. Ханенко, графа Уварова, московского
купца Н.М. Постникова. Известными собирателями русских древностей были
выходцы из купечества - Петр Иванович Севастьянов и Егор Егорович Егоров,
Петр Иванович Щукин. Наверное, и в наши дни немало найдется подвижников
и меценатов, способных существенно пополнить наши, к сожалению, во многом
интуитивные знания об отдаленной эпохе Киевской Руси.
Авторы надеются, что подготовленный ими каталог сможет послужить
практическим пособием для широкого крута собирателей, антикваров,
историков, священнослужителей, просто любителей русской старины, а так же
сопровождением и фактическим источником для возможных исследований в
интереснейшей и малоизученной области древнерусской ставрографии.