Библиотека / Мураториев Канон

Мураториев Канон

Мураториев Канон, один из древнейших списков канонич. книг НЗ с краткими сведениями об их авторах. Сохранилась его неполная лат. рукопись 8 в. Она была найдена в Амвросианской б-ке (Милан) и опубликована в 1740 итал. историком и богословом Лодовико Муратори (1672-1750). Из текста явствует, что оригинал (вероятно, на греч. языке) был составлен во 2-й пол. 2 в. в Риме. Папа Пий I (ок.142-ок.155) упомянут в М.к. как живший «недавно». Начало фрагмента утеряно. Текст начинается с Лк и Ин, но, несомненно, первыми в списке были представлены Мф и Мк. Автор М.к. определенно указывает на апостольское происхождение Четвероевангелия и его боговдохновенность. В М.к. перечислены Деяния, 13 Посл. ап.Павла (кроме Евр), три послания, авторы к-рых не названы (судя по смыслу, это Иуд, 1-2 Ин), Апокалипсисы Иоанна и Петра. Автор отмечает, что Кн.Премудрости написана не Соломоном, а «друзьями Соломона в его честь». Отвергнуты как апокрифы «Пастырь» Гермы и писания гностиков.

Из-за поврежденности латинского текста иногда сложно понять, что имел в виду автор, поэтому перевод некоторых фраз дается с вариантами, которые заключены в скобки. Добавления переводчика приводятся в квадратных скобках. Цифры обозначают строку в оригинале.

1 ... при которых он тем не менее присутствовал и поместил [их в свое повествование].

2 Третья книга Евангелия - та, что от Луки.

3 Лука, известный врач, после Вознесения Христова,

4-5 когда Павел взял его с собой как одного из ревнителей закона,

6 написал его от своего имени, в соответствии с [общей] верой. Однако сам он не

7 видел Господа во плоти; и поэтому, поскольку он имел возможность удостовериться в происшедшем,

8 он начинает свое повествование с рождества Иоанна.

9 Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников.

10 Своим близким ученикам и епископам, умолявшим его [написать],

11 он сказал: "Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что

12 откроется каждому

13 да расскажем это друг другу". В ту же ночь открылось

14 Андрею, [одному] из апостолов,

15-16 что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие - все это проверить. Итак, несмотря на то, что о разных

17 конкретных вещах можно прочитать в Евангелиях,

18-19 это не влияет на верy христиан, поскольку одним Духом все

20 было возвещено во всех [Евангелиях]: относительно

21 рождения, страстей, воскресения,

22 жизни с учениками,

23 его двойного пришествия;

24 первое - в уничижении, когда он претерпел страдания,

25 второе - славное, в царском достоинстве,

26 которое состоится в будущем.

27 Замечательно то, что, если Иоанн так тщательно

28 упоминает все это еще и в своих посланиях,

29 говоря о себе: "Что мы видели своими очами

30 и слышали своими ушами и наши руки

31 осязали, - все это мы написали вам".

32 То так он называет [себя] не только все видевшим и слышавшим,

33 но еще и писателем обо всех чудесных деяниях Господа по порядку.

34 Кроме того, деяния всех апостолов

35 записаны в одной книге. Для "достопочтенного Феофила" Лука собрал

36 отдельные события, происходившие в его присутствии,

37 что ясно из того, что он опускает мученичество Петра,

38 а также отъезд Павла из города [Рима],

39 когда он отправился в Испанию. Что касается посланий

40-41 Павла, они сами объясняют всем, кто хочет понять, откуда они, кому принадлежат или по какому поводу направлены.

42 Во-первых, к Коринфянам, запрещающее их еретический раскол;

43 следующее, к Галатам, против обрезания;

44-46 затем к Римлянам, где он подробно объяснил порядок (или схему) Писания, а также то, что основа (или главная тема) их Христос. Hам необходимо

47 одно за другим их обсудить, поскольку благословенный

48 апостол Павел сам, следуя примерy своего предшественника

49-50 Иоанна, по именам обращается только к семи церквам в следующей последовательности: к Коринфянам

51 первое, к Ефесянам второе, к Филиппийцам третье,

52 к Колоссянам четвертое, к Галатам пятое,

53 к Фессалоникийцам шестое, к Римлянам

54-55 седьмое. Правда то, что еще раз писал к Коринфянам и Фессалоникийцам для увещания,

56-57 но все же ясно видно, что есть одна Церковь, рассеянная по всей земле. Ибо Иоанн еще и в

58 Апокалипсисе, хотя и пишет к семи церквам,

59-61 тем не менее обращается ко всем. [Павел также написал] из расположения и любви одно к Филимону, одно к Титу и два к Тимофею; и все они признаны священными

62-63 по оценке вселенской Церкви для регулирования церковной дисциплины. Ходит еще [послание] к

64-65 Лаодикийцам, [и] другое - к Александрийцам, [оба] ложно приписаны Павлу для [распространения] ереси Маркиона, и еще несколько других,

66 которые не могут быть приняты вселенской Церковью,

67 ибо негоже желчь смешивать с медом.

68-69 Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви]; и [книга] Премудрость,

70 написанная друзьями Соломона в его честь.

71 Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра,

72 хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви.

73 Hо Ерм написал Пастыря

74 очень недавно, в наши дни, в городе Риме,

75 в то время как Пий, его брат, занимал [епископскую] кафедрy

76 церкви в городе Риме.

77 И поэтому его следовало бы читать; но

78 его нельзя читать людям публично в церкви ни среди

79 пророков, чье число полно, ни среди

80 апостолов, так как написан после [их] времени.

81 Hо мы не принимаем ничего из того, что писали Арсиной, Валентин или Мильтиад,

82-83 который также составил новую книгу псалмов для Маркиона,

84-85 вместе с Василидом, азиатским основателем катафригийства...

Содержание

Содержание

Нет элементов содержания