Лесная самобранка: Мед овощи и соки уссурийских лесов

Измоденов А.Г. Лесная самобранка: Мед овощи и соки уссурийских лесов. - Хабаровск, 1989. -256с., ил.

Содержание

Лесная Уссура

НЕКТАР ЛЕСОВ

ОВОЩИ ЛЕСОВ

СОКИ ЛЕСОВ

Диво быль и диво небыль

OCR
Но в полдень лианы отходят — становятся податливее,
мягче, начинают гнуться. Вот они зрелые. Каков аромат!
Какова сочность! Не то что буйным летом и даже не то
что лнмоиниково-ягодной осенью. Урожай созрел. Продукт готов к употреблению в при¬
праву, чай, напиток. Но стоп. Остановись. Не режь лиану. Лимонник — буйное растение. Сам по себе растет —
куда с добром. Силы неописуемые. Лезет, цепляется, за¬
полняет пустоты. И так до тех пор, пока его не трогают.
Не выдерживает он любого натиска. Сразу в спокойном
достоинстве сдает позиции: не нужен я вам? Не нужны и
вы мне. Подальше, подальше... Он не хочет никому ме¬
шать. Попытается еще раз-другой проверить округу мо¬
лодыми побегами и, если опять удостоверится в натиске,
уходит в землю до лучших времен. А чаще варварскому
отношению к себе предпочитает небытие — покидает этот
мир просто и тихо. Тихо! А душа моя кричит: да не тро¬
гайте вы безответного! Не перенесет он грубых выпадов.
Нежное это растение. Лимонник чувствителен к добру и к недобру. Не безгре¬
ховен, конечно, и он — вспомним силовые объятия моло¬
деньких берез (см. раздел «Сомкнутость по вертикали»).
Но при всей буйной силе и невольной мертвой хватке чув¬
ствительность делает его слабейшим из слабейших. Нежен
он, сколь и силен. Извести лимонник — пара пустяков.
Срежешь все лианы — и половина губительного дела сде¬
лана. Если подрастут через 2—3 года, еще срежешь —
конец. На третий раз мало что придется срезать. А ведь
при современных всепозволительных сборах происходит
ежегодный повсеместный и беспрепятственный обход леса
с ножом. Торгуют лианами на рынках. Куют деньгу лесными да¬
рами. Расторговывают несравненный продукт, единствен¬
ный в своем роде на весь шар земной. Кооператоры заня¬
лись этим делом. На торгах наша Уссура. Вот куда еа
приволокли за нерастраченное добро. Словно и нет у нас 156