Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
для исполнения Своих намерений и обетовании. Преступники запо­
ведей Божиих сами делаются виновными и получат наказание, а Бог
от этого ничего не терпит и не становится виновным. А вы утверж­
даете, что если епископы уклонятся в заблуждение, то Богу и быть
не с кем, Он как бы будет терпеть нужду и сделается виноватым,
что обетование Его не исполнилось. Не так учат святые отцы. «Не
Обещавший виновен, — пишет блаженный Иероним, — если тот;
кому обещается, сделается недостойным обещания, тем более, что со
стороны Обещающего предлагается на выбор: аще хощете и послу­
шаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, меч вы пояст»
(творения его ч. 10, стр. 277, толк, на прор. Иезек. гл. 20, ст. 5-6).
«Мне в евангелии обещается царство небесное, - говорит тот же
учитель церкви в другом месте, — но если я не исполню того, что
заповедано, то вина будет не на обещающем, а на мне, незаслужившим получить обещанное. Ибо когда при выборе предполагается
свободная деятельность, то ты, нежелающий трудиться, напрасно и
надеешься получить обещанное» (творен, блаж. Иеронима част. 3,
письмо 105, стр. 317).
Притом же, неужели вам неизвестно, что Христос пребывает не
с одними только епископами, но и со всеми верующими: священни­
ками и мирянами? А когда епископы уклонились в заблуждение во
времена Никона, тогда остались священники и миряне православ­
ные, непоследовавшие за ними. Значит, ваше уверение, что Богу не с
кем было пребывать, крайне несправедливо. А что обетование Спа­
сителя: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», относит­
ся не к одним только апостолам и их наместникам — епископам, но
и ко всем верующим, — это доказывается, во-первых, тем, что при
вознесении Его, когда дано это обетование, были не одни апостолы,
но и другие лица, в том числе и женщины, во-вторых, святый Злато­
уст толкует сие так: «Не с ними (не с апостолами) только будет
находиться, говорит Он (Христос), но и со всеми теми, которые
после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребывать до
скончания века; но Он говорит ко всем верным, как бы к одному
телу» (бес. на Матф. ч. 3- бес. 90, стр. 530; Благовестник Матф. зач.
116). Это пребывание Спасителя со всеми верующими можно назвать
непосредственным, так как Он Сам непосредственно находится с
каждым христианином. Но Исус Христос пребывает с верующими в
Него еще и посредственно, то есть посредством таинства тела и кро­
ви Своея, якоже о сем святый Симеон солунский глаголет: «До скон­
чания убо века будет (Исус Христос) чрез таинства Своя» (кн. его,

96