Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
(гл. 23, л. 213). А в 30-й главе этой же книги, как мы видели, сказано,
что в таком же состоянии будет церковь после 1666 года только в
высшей степени.
Что может быть сильнее и яснее этих пророчеств? Указано и
время, и место, год и страна, обстоятельства, вызвавшие бедствия
церкви и чин, отпавший от нее. Прямо сказано, что в 1666-х годах
на севере, где именно находится Россия и Москва, произойдет
страшное бедствие и великое сокрушение церкви Христовой: учите­
ли церковные, митрополиты и епископы уклонятся в ереси, и, таким
образом, окажутся во власти мысленного льва, так что церковь сде­
лается как бы кровавою или слепою, даже пустынею, так что все
ужаснутся и изумятся. Но только все это будет продолжаться лишь
несколько времени, а не всегда; полного истребления верующих не
последует, остаток спасется, церковь по миновании испытания прозреет прежним благолепием, и христиане будут поручены Богом дру­
гим пастырям, кои будут достойны. А все это произойдет для того,
чтобы испытана была твердость и неодоленность церкви, чтобы яв­
лена была сила и победа верующих.
Что эти пророчества действительно оправдались и исполнились
над старообрядческою церковью, и притом с удивительной вернос­
тью, с поражающей точностью, — это видно без всяких объяснений.
Сделаю краткое заключение всему сказанному в продолжение
беседы. С нашей стороны было доказано, что епископы могут погре­
шать и заблуждаться, во-первых, потому, что они существа разумносвободные, во-вторых, потому, что Бог своею благодатию никого на­
сильно не удерживает от уклонения в ереси, так что даже сами свя­
тые апостолы уклонились в неверие Христову воскресению,
в-третьих, потому, что ни Христос, ни апостолы, ни святые отцы не
приписывали никому из людей дара непогрешимости, а учили на­
против, что все могут погрешать и заблуждаться.
Затем было показано, что старообрядческая церковь, оставаясь
без епископа, не перестала быть церковью православною, потому
что содержала и содержит правую веру, а такая церковь называется
вдовствующею, но не еретическою; показано, что вдовствовать цер­
ковь может, а которая не вдовствует и даже хвалится, что «вдова
несмь» (апок. гл. 18, ст. 7), о той страшно и сказать, что она такое;
далее было показано, что старообрядцы правильно веруют в испове­
дуемую в символе веры церковь, что церковь уподобляется кораблю,
и что корабль этот у старообрядцев крепкий, недырявый, что цер­
ковь может терпеть страшные и, по-видимому, необычайные бед-

91