Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
ки и монастыри, особенно там, где они пользовались некоторой сво­
бодой, как например, в стародубье, на Кавказе, и в особенности в
Польше и Турции.
Имея православных священников довольное количество, старо­
обрядцы всегда желали и старались иметь и православных еписко­
пов. На первых порах после собора 1667 года многие из них полага­
ли, что где-нибудь есть единоверные им епископы. Но, когда .убеди­
лись, что нет, тогда стали употреблять все законные меры к
приобретению православных епископов, на основании святоотечес­
кого учения.
Уже в 1715 году, старообрядцы на одном из своих собраний ре­
шили приобрести епископа на основании 8 правила первого вселен­
ского собора (Историч. очерки поповщ., Мельн., стр. 81), и с тех пор
шли беспрерывные хлопоты по этому делу, пока не увенчались со­
вершенным успехом в 1846 году, когда присоединился к ним митро­
полит Амвросий.
Впрочем, и до этого времени старообрядцам иногда удавалось
осуществить свои стремления о приобретении епископов. Так в 1734
г. они приняли на Ветке епископа Епифания; но за это жестоко по­
платились. В следующем году русское правительство, по настоянию
синода, отправило огромный отряд войска на Ветку. Начальник от­
ряда, полковник Сытин, явившись туда, схватил епископа Епифа­
ния, отправил его в киевскую крепость на заточение. Ветку с окрес­
тными селениями Сытин разгромил, самих жителей разогнал и ра­
зослал по разным местам. Это известно в истории под именем
первой ветковской выгонки.
Но старообрядцы и после сего не переставали стараться иметь
епископа. Насколько горячо было это их желание, можно видеть из
того, что некоторые из них в 1750-х гг. приняли даже одного само­
званца за действительного епископа, конечно, не зная, что он само­
званец. Это был некто Анфиноген, иеромонах или иеродиакон новообрядческой церкви. Когда открылось, что он самозванец, тогда ста­
рообрядцы прогнали его. Затем в 1753 г. у них явился епископ
Анфим, рукоположенный в этот сан митрополитом Даниилом. А пос­
ле него — епископ Феодосии, хиротонисанный Гедеоном епископом
крымским, а по некоторым сведениям, был еще епископ Рафаил, ру­
коположенный патриархом Даниилом, но скончавшийся в пути, не
достигнув российских пределов.
Подробности об этих епископах можно прочитать у г. Мельни­
кова в «Исторических очерках поповщины», у г. Субботина в «Исто8