Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
нии впадающих в ересь епископов, и не нарушили учения, определя­
ющего, что без священства и таинств спастись невозможно, и таким
образом пребыли вполне православными христианами с православ­
ной верой, со священноначалием и таинствами церковными.
А в то же самое время другая часть христиан, обращая внима­
ние лишь на то, что без священства и таинств спастись невозмож­
но, и стремясь исполнить только это учение, последовала за впав­
шими в ересь епископами: лучше, мол, быть хоть с еретичествующими, да с архиереями, чем без них, и таким образом преступила
учение святых отец о неслушании никого, отступающего от право­
славной веры, впадающего в ересь, несмотря на его чин и звание.
Это — никониане, или новообрядцы.
А еще часть христиан, исполняя одну часть учения святых апо­
стол и святых отец о неподчинении заблуждающимся иерархам, не
стала исполнять другой части учения церкви о принятии обращаю­
щихся от ереси священных лиц в их санах, — и посему именно оста­
лась совершенно без священства, без таинств и священнословного
богослужения, словом — без того, без чего нельзя достигнуть вечного
блаженства. Это — беспоповцы.
И беспоповцы и новообрядцы, таким образом, следуют только од­
ной части учения святой церкви, а другую преступают: беспоповцы
следуют учению о неслушании епископов-еретиков, но явно преступа­
ют святоотеческое учение о принятии их; а новообрядцы держатся
учения о невозможности спастись без священства и таинств, но пре­
ступают учение о неповиновении отступающим в ересь епископам. И
те и другие поэтому тяжко погрешают, явно заблуждаются и стано­
вятся неправославными. Новообрядцы уклонились в одну сторону со
среднего царского пути, а беспоповцы — в другую, противоположную;
но оба идут путем не истинным, а ложным. Вот поэтому-то и сказано:
«се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению все­
ленских соборов верует, а не части» (катих. больш., гл. 25, л. 121 об.).
Все еретики веруют писанию, только не всему, а части, и поэтому они
— еретики. Только одна старообрядствующая церковь, имеющая христопреданное священство, действительно верует и следует всему еван­
гельскому и святоотеческому учению; идет прямым средним царским
путем, не уклоняясь ни надесно ни нашуе, и потому всегда выходит
победительницею из всех затруднений и искушений, встречающихся в
мире сем, и есть истинная Христова церковь.
Из всего этого ясно, что Господь попустив Своей церкви оста­
ваться несколько лет без епископа, сим явно показал ее твердость и

81