Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
такая ничтожная частичка архиереев отступила в ересь, как во вре­
мена Никона, но хотя бы вся вселеннаая, весь мир стал так мудр­
ствовать, и то православный христианин не должен смущаться и
принимать ереси (чет. мин. генв. 21); хотя бы пришлось остаться и
одному, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения
православной веры (твор. Василия Велик., ч. 7, пис. 249, стр. 223),
ибо «лучше ни от единого же водиму быти, неже от злаго (то есть
от еретика) водиму быти, — учит святый Иоанн Златоуст (34 бес. на
поел, к евр.). А святый апостол Павел требует, что если бы не только
все епископы или вся вселенная, но аще и ангел с небесе стал бы
проповедывать что-либо противное учению и преданиям святых
апостол и святых отец, то и его не должно слушать и следовать за
ним (галат. зач. 199)- Православные христиане так и поступили: не
последовали за впавшими в ересь епископами. И хотя по отпадении
епископов у старообрядцев не оказалось ни одного из них, но свя­
щенников осталось много. Но ведь священники не могут рукопола­
гать священников, а без них отнюдь нельзя совершать никаких та­
инств церковных, без которых нельзя достигнуть вечного блажен­
ства (катихис. больш., гл. 72). Остаться же при еретических
епископах, принимая их лжеучение, значит явно нарушать боже­
ственное учение о непослушании даже и самих ангелов, если они
инако благовествуют, новое что вносяще. Чтобы выйти из этого зат­
руднения, православные христиане обратились к учению святых
отец и увидели, что хотя впавших в ереси епископов и священников
слушать и иметь с ними общения отнюдь не должно, но когда они
обращаются от ереси «к правоверней вере», должно принимать в их
священных санах. Так повелевает 8-е правило первого вселенского
собора, определяющее, чтобы наватианские клирики по проклятии
ересей и по миропомазании, оставались в своих степенях священ-'
ства, как объяснено в толковании его (кормчая, л. 35). Так повеле­
вает святый карфагенский собор, установивший принимать от ере­
тиков донатиан клириков в их степенях священства (прав. 69 и 99)Православные христиане, исполнившие божественное повеление о
неслушании еретиков-епископов, и потому оставшиеся без епископа,
стали исполнять и это узаконение святой церкви, принимая от ере­
си священнослужителей в их санах, — и таким прямым и царским
путем вышли из того недоумения и затруднения, которое им пред­
ставилось было на первых порах: не приняли никаких ересей, не
последовали за заблуждающимися епископами, и не остались без
священства и таинств; исполнили святоцерковное учение о неслуша-

80