Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
может быть известно, почему и для чего Бог устрояет дела так, а не
иначе. Но отчасти мы постигать и понимать можем. Так, например,
на первый раз представляется странным и непонятным, почему и
для чего Бог попускает, что добродетельные в мире сем почти всегда
страдают и терпят несчастия, а злые живут в покое и удовольствии?
Почему апостолы Христовы и сам Христос терпели страдания, а не­
честивые язычники и беззаконные иудеи жили в роскоши и плотс­
ких наслаждениях? Это Бог попускал и попускает для того, чтобы
открылась твердость, светлость и другие достоинства добродетели и
чтобы оказалась слабость, мерзость и другие гнусные свойства зло­
деяний; для того, чтобы добродетельные были более прославлены, а
злые более унижены; для того, чтобы Бог более прославился на зем­
ле. В самом деле, кто не удивится и не прославит Бога, видя, как
гонимые побеждают, а гонители побеждаются, мучители погибают, а
мучимые возрастают, предающие смерти уничтожаются, а умерщвля­
емые распространяются, что особенно проявилось в первые времена
христианской церкви.
Можно поэтому решительно утверждать, что историческое собы­
тие, или происшествие в церкви Христовой, когда она оставалась
без епископа было попущено Богом для того, чтобы показать ее не­
поколебимость и неодоленность, ее победу в борьбе с ересями. В са­
мом деле, велико было испытание для церкви, когда остальные
епископы пали в ересь в 1666-7 гг. так что не осталось ни одного
православного епископа. Тогда ей приходилось выбирать одно из
двух: или, но требованию апостольского и святоотеческого учения,
прервать всякое церковное общение с заблуждающимися иерархия­
ми, но в таком случае остаться без епископа и даже, по-видимому,
без священства и таинств, — или: остаться при заблуждающихся
епископах, принять их лжеучения и ереси, но в таком случае пере­
стать быть Христовою святою православною церковию, а стать ере­
тическою. Судя по человечески — положение церкви представлялось
безвыходным: как ни сделай — все беда. Как тут быть? Как выйти из
этого затруднения? Да не иначе как обратиться к писанию и уче­
нию святых апостол и святых отец: одно оно, как непреложная ис­
тина, открытая Духом Святым, может решить всякое недоумение,
вывесть из затруднения, поставить на прямой царский путь, веду­
щий в жизнь вечную. Обратившись к божественному учению святых
апостол и святых отец, православные христиане увидели, что за ере­
тиками-епископами ни в каком случае следовать не должно. Как мы
уже видели, святые отцы учат, что если бы не только последняя и

79