Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
указывал мне, говорит, на Иакова и Иоанна, то я сказываю тебе, что
хотя бы кто из первых ангелов с небеси стал повреждать проповедь
евангельскую, анафема да будет. И не сказал, — ежели противное
будут благовествовать, или все превратят; но ежели и маловажное
что будут благовествовать противно тому, что мы благовествовали,
или хотя несколько изменят что-нибудь в проповеди, анафема да
будут Павел (апостол) предпочитает писание и ангелам с неба схо­
дящим. И весьма справедливо, ибо ангелы хотя и велики, но суть
рабы и слуги: а писание дано нам не от рабов, но от Владыки и
Бога всяческих Произнесши проклятие на благовестников и анге­
лов, сим обнял он всякое достоинство; а произнесши оное и на себя
самого, сим указал на всякое сродство и содружество. Не говори
мне, говорит: сему учат такие же апостолы и друзья твои; я и себя
самого не пощажу, ежели не то буду проповедывать. Впрочем он го­
ворит сие не для осуждения других апостолов, как бы извращавших
проповедь евангельскую; нет. Ибо говорит: аще убо мы, аще ли они,
тако проповедуем (1 кор. 15, 11); но сим он хотел только показать,
что достоинство лиц не принимается в уважение, когда речь идет об
истине» (толков, на послан, к галат., гл. 1, стр. 33-35).
Итак, по учению святых отец и святых апостол выходит, что
если бы не только все епископы, не только вся вселенная, весь мир,
но даже если бы сами апостолы, или даже самые ангелы с небес
стали благовествовать паче благовещенного апостолами, — и тогда
православный христианин не только не должен смущаться или со­
блазняться, но и сказать им: анафема. Если бы все епископы никог­
да не могли уклониться в ересь, то святые отцы и апостол Павел
сказали бы так: хотя бы и много епископов или большая часть их
уклонится в заблуждение, — и то за ними не должно следовать: ана­
фема им. Но они говорят, что если бы не только все епископы, но и
вся вселенная, и не только вся вселенная, но и сами апостолы, и не
только апостолы, но и ангелы небесные уклонились бы в заблужде­
ние, — и то за ними не должно следовать.
Что же мы видим во времена Никона? Тогда ни ангелы с небес
не благовествовали паче благовещенного, ни апостолы не проповедывали вопреки себе, ни вся вселенная не уклонилась в ересь, — а
произошло событие самое обыкновенное, простое, заурядное: нич­
тожная во всех отношениях частичка архиереев, числом двадцать
девять, из которых многие уже раньше уклонились в заблуждение, а
другие несколько раз переменяли веру: были и католиками и маго­
метанами, даже отрекались от Христа, учились в иезуитских акаде-

72