Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
кий учитель, писал к монахам, утесненным от ариан: «Да не устра­
шает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море, вет­
рами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен дер­
жаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе,
потому что Господь не оставит преподобных Своих» (твор. его, ч. 7,
письмо 249). Так и другой вселенский учитель, святый Иоанн Злато­
уст, указывая, что безначалие есть зло, а также зло есть неповино­
вение подчиненных, говорит между прочим так: «Но скажет кто ни­
будь, есть еще третье зло, — когда начальник нехорош. Знаю: это
немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, потому
что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дур­
ного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опас­
ности, а иногда и спасается. В последнем же всегда находится в
опасности и увлекается в пропасть. Почему же Павел говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся? Он выше сказал: ихже
взирающе на скончание жительства подражайте вере их, а потом и
говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся. А что,
скажешь, когда начальник нехорош, то не нужно повиноваться ему?
Нехорош, — в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к
вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не
только человек, но даже ангел сшедший с небес; если же по отноше­
нию к жизни, то не спрашивай об этом» (34 беседа на поел. евр.).
Вот чему учат святые отцы, вот что заповедует святая церковь: хотя
бы не только все епископы, но и вся вселенная, весь мир стал мудр­
ствовать по-еретически, уклонился в ересь, — и тогда православный
христианин не должен смущаться, как чего-то необыкновенного; но
должен пребывать в православной вере, хотя бы пришлось остаться
даже и одному, как Лот в Содоме; ибо лучше не управляться никем,
чем быть под управлением нехорошего начальника, нехорошего по
отношению к вере.
Это учение святых отец согласно учению святых апостол и на
нем основано. Святый апостол Павел выражается даже сильнее свя­
тых отец, свидетельства которых мы привели. Он говорит: «Аще мы
(то есть сами апостолы), или ангел с небесе благовестит вам паче,
еже благовестихом вам, анафема да будет» (галат. зач. 199). Святый
Иоанн Златоуст толкует сие так: «Замечай благоразумие апостола!
Чтобы кто не сказал, что он по тщеславию составляет свои соб­
ственные догматы, то он и себя самого подверг тому же проклятию.
Поелику же они (заблуждающиеся) опирались еще на достоинство
Иакова и Иоанна, потому он упомянул и об ангелах. Чтобы ты не

71