Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
анафеме предающего, аще бы инако благовестили, новое что вносяще» (чет. мин., генв. 21). Замечательно, что преп. Максим не сказал
еретикам, что не может быть, чтобы все епископы уклонились в
ересь; сколько-нибудь осталось епископов, которые не могут укло­
ниться. Нет; он сказал о падении епископов больше и сильнее, чем
еретики, полагавшие изумить и убедить его множеством падших
епископов: когда они стали говорить ему, что и римские апокрисарии с ними соединились, и очень многие епископы, то он им сказал,
что если бы не только многие епископы уклонились в заблуждение,
но хотя бы даже и вся вселенная, — и то не поколеблюсь в право­
славии, хотя и один останусь. А он был не епископ, а просто игумен.
Я согласен допустить, что еретики обманывали его, когда говорили,
что с ними соединились очень многие епископы, согласен допустить
даже, что с ними никто не соединился: одни они были с цареградским патриархом. Не это важно, а то, что сказал преподобный Мак­
сим исповедник: если и вся вселенная уклонится в ересь, я один не
имам причаститися с отступниками, не последую за ними. Он, ко­
нечно, не врал. Если бы в его время действительно случилось, что
все епископы уклонились в ересь, он бы сдержал свое слово: не пос­
ледовал бы за ними. Мало все епископы; хотя бы вся вселенная ук­
лонилась в ересь, — и то он не смутился бы: остался бы в православ­
ной вере. Если бы преподобный Максим исповедник жил во времена
Никона, он нисколько не смутился бы от того, что все, или точнее —
остальные, епископы пали в заблуждение, и не последовал бы за
ними. Но хотя он в то время и не был на земле, однако содержатели
и исполнители его учения были, и ничуть не смутились от того, что
остальные епископы пали в заблуждение, — не смутились, повторяя
слова преподобного: «аще и вся вселенная», (а не только двадцать
девять епископов), начнет мудрствовать по-еретически, и то право­
славный христианин не должен соблазняться.
Таким образом, древняя святая церковь, святые отцы и учите­
ли церкви отнюдь не содержали вашего миссионерского учения, что
все епископы не могут уклониться в ересь. Так учил не один препо­
добный Максим исповедник, а и другие святые отцы церкви. Так,
когда Мартину папе римскому предложили принять еретическое уче­
ние, изложенное в книге, именуемой «Тип», — то он отвечал: «аще
бы и весь мир новое то учение, правоверию противное, восхотел
прияти, аз не прииму, ни отступлю евангельского и апостольского
учения и святых отец предания, аще ми будет и смертию пострадати» (чет. мин. генваря 21). Так и святый Василий Великий, вселенс-

70