Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
Старообрядец.
Никто вам этого не говорит. Тогда только часгичка, и притом очень малая частичка епископов уклонилась в заб­
луждение. Еще задолго до Никона одна часть епископов впала в
арианство, другая — в несторианство, потом еще часть уклонилась в
монофизитство, а еще часть — в монофелитство и проч. и проч.; а
через несколько времени еще огромная часть епископов отпала от
православия вместе с папою римским. Осталась самая малая часть
епископов. И вот эта часть в половине семнадцатого столетия укло­
нилась в заблуждение. На сколько ничтожна была эта последняя ча­
стичка, можно видеть из того, что на самом большом, по сравнению
с предыдущими, соборе 1667 года всех епископов было только двад­
цать девять (ист. русск. церкв. Мак., т. 12, стр. 683): и трех десятков
не набралось. И эта ничтожная частичка епископов уклонилась в
ересь не сразу, а по частям. Сначала уклонился только один москов­
ский патриарх Никон, когда издал свою «память», или распоряже­
ние с превратным учением о поклонах и о перстосложении для крестнаго знамения в 1653 году (там же стр. 118); потом в следующем
1654 году на соборе обманом и насилием были привлечены на сторо­
ну Никона еще восемь епископов; затем года через два, именно в
1656 году к этим отступникам присоединилось еще четыре греческих
иерарха, когда прокляли православных христиан; в том же году на
соборе десять епископов отвергли двоеперстное сложение, как ересь,
и подтвердили проклятие на православных христиан, за моление
двоеперстным сложением. Потом лет через одинадцать после этого, в
1667 году, к этим ересиархам присоединилось еще епископов четыр­
надцать. Это были последние епископы, отпавшие от православия:
после них не осталось ни одного истинно-православного епископа.
Из этого ясно, что епископы хотя и все уклонились в заблуждение,
но не разом, а по частям.
Но если бы не только по частям, а все сразу епископы уклони­
лись в заблуждение, и тогда не должно бы смущаться как чего-то
необычного и изменять православной вере. На это кроме вышепредставленных есть много других доказательств, из которых представ­
лю некоторые. Когда преподобного Максима исповедника еретики
единовольники посадили в неволю, и начали увещевать его принять
их ереси, представляя, что с ними согласились очень многие еписко­
пы, в том числе и пришедшие из Рима от папы два апокрисария, —
тогда «отвеща (им) преподобный (Максим): аще и вся вселенная
начнет с патриархом (еретиком) причащатися, аз не имам причаститися с ним: вем бо Духа Святаго чрез апостола Павла, и ангелов

69