Церковь Христова временно без епископа

Усов И. Церковь Христова временно без епископа. — Новосибирск, 2008. - 184 С.

Содержание

От издателей

Предисловие

О временном пребывании Церкви Христовой без епископа

1. О вдовстве церкви

2. О церкви вселенской и частной

3. О веровании в церковь и ее сущности

4. Символическое изображение церкви

5. И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

7. Благодать Божия насильно не удерживает епископов от заблуждений

8. Когда создана церковь?

9. Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?

10. До пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

11. Уклонение апостолов в неверие Христову воскресению не оправдывает беспоповцев

12. О рукоположении апостолов

13. О падении епископов

14. Бедственное состояние церкви

15. Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?

16. Пророчества о падении епископов и о бедствии церкви

17. Доказательство, что все епископы не могут заблуждаться. Притча о мнасах

18. Обетование Божие: «Се Аз с вами есмь»

19. Обетование Божие: о неодоленности церкви

20. Всемогущество Божие не унижается падением епископов

21. Глава церкви

22. Очи церкви

23. Кто отделяется от церкви

24. Рассмотрение свидетельств из святых отец, будто епископы не могут погрешать

25. О беглопоповцах

26. О таинстве священства

27. О вечности священства

28. Извержением священнослужителей уничтожается ли священство?

29. У кого исчезает и погибает рукоположение? И о люциферианах

30. Власть священника вязать и решить

31. Почему старообрядцы заботились о приобретении православного епископа?

32. Апостольское преемство

Алфавитный список книг, из которых приведены свидетельства в этом сочинении

Содержание

OCR
предлагаемом сочинении решается вопрос о небытии некоторое время
епископов в старообрядческой церкви, то и следует, хотя кратко оз­
накомить читателя с этим событием, и отчего оно произошло.
Произошло оно оттого, что епископы, бывшие при Никоне, при­
няли его новшества и заблуждения вместо древних святоцерковных
преданий, как то: триперстие и именословное перстосложение вмес­
то бывшего издревле двоеперстного сложения, троение вместо двое­
ния аллилуйя, имя Иисус вместо Исус и, вообще, так называемые новоисправленные книги вместо бывших раньше в употреблении в
православной русской церкви и мног. друг. Решительно возведя все
это в неизменные, непререкаемые и для всех обязательные догматы
веры на соборах 1656-67 годов, Никон, а также его сообщники, еди­
номышленники и последователи закрепили их злыми и безрассудны­
ми клятвами «в вечное утвержение и присное воспоминание».
К крайнему прискорбию, на стороне этих проклинателей оказа­
лись все тогдашние епископы, которых, кстати сказать, в то время
было весьма немного, так что на самом большом соборе 1666-7 г.
всех епископов было всего только двадцать девять. Но еще раньше
этого один из епископов, именно Павел коломенский, не согласился
на принятие никоновских новшеств. За это Никон, избив его до по­
лусмерти, изгнал в ссылку, где он мученически скончался. После упо­
мянутого собора, когда русская церковь окончательно разделилась
на старо- и новообрядческую, в старообрядческой церкви не оста­
лось ни одного единоверного ей епископа. Но «в священниках, по
свидетельству истории, на первый раз недостатка у них (старооб­
рядцев) не было: белого духовенства, уклонившегося в раскол (то
есть в старообрядчество), при самом начале его было довольно...
При самом начале церковного раздора, во главе противников Нико­
на стало... самое высшее белое духовенство московского кремля...
По городам во главе раскола стало также высшее белое духовенство.
В числе первых расколоучителей видим протопопов и попов: Ники­
т у — в Суздале, Аввакума — в Юрьевце, Лазаря — в Романове, Дании­
л а — в Костроме, Логгина — в Муроме, Никифора — в Симбирске,
Андрея — в Коломне, Серапиона — в Смоленске, Варлаама — в Пскове
и проч.» (Историч. очерки поповщ., Мельникова, стр. 5, 13, 29). Мно­
гих священников, не хотевших принимать никоновских догматов,
изгнали в ссылку, сажали в тюрьмы и держали на цепях, а многих
сожгли, как например, протопопов Аввакума, Лазаря, и мног. друг.
Но немалое число священников с мирянами спаслось от гоне­
ний бегством за границу, преимущественно в Польшу, Турцию, Авст-

6